Пенсионный возраст в Беларуси в 2024 году для женщин и мужчин
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Беларуси в 2024 году для женщин и мужчин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Таблица выхода на пенсию с 2017 года
Дата рождения | Пенсионный возраст, лет | Период выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
женщины | мужчины | женщины | мужчины | |
01.01-30.06.1962 | 01.01-30.06.1957 | 55,5 | 60,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1962 | 01.07-31.12.1957 | 56 | 61 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1963 | 01.01-30.06.1958 | 56,5 | 61,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1963 | 01.07-31.12.1958 | 57 | 62 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1964 | 01.01-30.06.1959 | 57,5 | 62,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1964 и младше | 01.07-31.12.1959 и младше | 58 | 63 | 01.07-31.12.2022 |
Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:
до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.
Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).
Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.
Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.
Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.
Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.
Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Таблица возраста пенсионеров Беларуси
Для того чтобы граждане Беларуси могли проще ориентироваться в новом законопроекте по изменению пенсионного возраста, предлагаем гражданам пенсионного возраста следующую таблицу:
Дата рождения потенциального пенсионера | Период оформления пенсионных выплат | Срок получения пенсии | ||
Женщины | Мужчины | Женщина | Мужчина | |
До 30.06.1962 | До 30.06.1957 | 55 лет 6 месяцев | 60 лет 6 месяцев | С 01.07.2017 |
С 01.07.1962 | С 01.07.1957 | 56 лет | 61 год | С 01.07. 2018 |
До 30.06.1963 | До 30.06. 1958 | 56 лет 6 месяцев | 61 год 6 месяцев | С 01.07.2019 |
С 01.07.1963 | С 01.07.1958 | 57 лет | 62 года | С 01.07.2020 |
До 30.06. 1964 | До 30.06.1959 | 57 лет 6 месяцев | 62 года 6 месяцев | С 01.07.2021 |
С 01.07.1964 и моложе | С 01.07. 1959 и моложе | 58 лет | 63 года | С 01.07.2022 |
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Когда пора на пенсию?
Рождённые в:
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Теперь работник может разделять трудовой отпуск больше чем на 2 части. Правда, одна из них все же должна быть не менее 14 дней.
Если отпуск был не запланирован, наниматель может выплатить средний заработок с согласия работника не позднее двух рабочих дней со дня начала трудового отпуска.
Работодатель обязан предоставлять отпуск без сохранения зарплаты в связи с получением образования (при отсутствии направления нанимателя на обучение) двум категориям работников: тем, кто впервые получает среднее специальное и высшее образование и тем, кто получает профессионально-техническое образование, без привязки к критерию «впервые».
Наниматель также обязан предоставить работникам отпуск без сохранения зарплаты на время поступления в аспирантуру — максимум на 12 календарных дней.
Кроме того, в Трудовом кодексе появилась статья, согласно которой работник вправе получить однократный оплачиваемый отпуск до 30 дней для работы над диссертацией.
Изменения в трудовом законодательстве теперь позволят взять три оплачиваемых дня социального отпуска в случае бракосочетания, рождения ребенка.
Оплачиваемый выходной
С 1 января изменился порядок проведения диспансеризации.
Теперь проходить процедуры нужно будет раз в три года, если вам от 18 до 40 лет, если 40 и более лет — каждый год. При этом на посещение врачей дается один рабочий день.
Пенсионеры по возрасту и те, кому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается 5 лет и менее, проходят диспансеризацию раз в год. При этом на это у них будет два рабочих дня.
Работникам, которые проходят диспансеризацию в медучреждениях, предоставят освобождение от работы с сохранением среднего заработка. Свободный день для диспансеризации предоставят на основании письменного заявления, а конкретные даты нужно согласовать с нанимателем. После процедур понадобиться принести на работу справку из поликлиники.
Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).
В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2024 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.
Однако, с 2024 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .
Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.
Порядок назначения пенсии начинается с момента получения от работника заявления о назначении пенсии по установленной форме (далее — заявление). Напомним, что работающие граждане обращаются за назначением пенсии через своих работодателей по месту последней работы .
Влияние изменения пенсионного возраста на население
Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2024 году оказывает значительное влияние на население страны. Увеличение пенсионного возраста может привести к ряду социальных, экономических и демографических последствий.
1. Демографический аспект
Увеличение пенсионного возраста может привести к ускоренному старению населения. Более поздний выход на пенсию может означать, что люди будут работать дольше и уходить на пенсию значительно позже. Это может привести к снижению рождаемости и возрастной пирамиды, что может создать демографические проблемы для будущих поколений.
2. Экономический аспект
Увеличение пенсионного возраста может помочь снизить финансовое бремя на пенсионную систему страны. Более длительная занятость может увеличить доходы государства и замедлить истощение пенсионных фондов. Однако это также может создать проблемы для старших работников, которым может быть трудно удержаться на работе из-за возрастных ограничений и здоровья.
3. Социальный аспект
Изменение пенсионного возраста может вызвать недовольство и протесты у людей, которые ожидали выйти на пенсию в более раннем возрасте. Однако, с другой стороны, повышение пенсионного возраста может помочь сохранить активное участие пожилых людей в обществе и работе, что положительно сказывается на их физическом и психологическом благополучии.
Таким образом, изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2024 году имеет множество последствий для населения. Это может повлиять на демографическую ситуацию, экономику и социальную сферу страны. Необходимо проведение дополнительных исследований для анализа влияния этих изменений на все аспекты жизни населения.
Анализ плюсов и минусов нового пенсионного возраста
В 2019 году в Беларуси было принято решение постепенно увеличивать пенсионный возраст для мужчин и женщин. Согласно новому законодательству, к 2024 году пенсионный возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Это решение вызывает как положительные, так и отрицательные моменты.
Плюсы нового пенсионного возраста:
- Повышение уровня социальной защиты: Увеличение пенсионного возраста позволяет правительству сохранять пенсионную систему устойчивой, обеспечивая выплаты пенсий всем нуждающимся гражданам. Это важно для обеспечения социальной защиты населения и поддержания стабильности в пенсионной системе.
- Рост экономического потенциала: Увеличение пенсионного возраста позволяет гражданам работать дольше, что способствует увеличению экономического потенциала страны. Более продолжительная трудовая активность граждан может привести к повышению производительности и экономическому развитию.
- Уравнение возрастов мужчин и женщин: Одним из изменений нового законодательства является уравнение пенсионного возраста для мужчин и женщин. Это справедливо с позиции гендерного равенства и позволяет женщинам тоже быть на рабочем месте дольше, что способствует их профессиональному развитию и самореализации.
Минусы нового пенсионного возраста:
- Трудности для тяжелых и неквалифицированных работников: Увеличение пенсионного возраста может означать продолжительную и утомительную трудовую активность для тех, кто занят в физически тяжелых или неквалифицированных работах. Это может быть особенно сложно для лиц пожилого возраста, которые могут испытывать проблемы со здоровьем.
- Длительное ожидание на пенсию: Увеличение пенсионного возраста означает, что граждане будут вынуждены работать дольше, прежде чем получат пенсию. Это может вызывать недовольство и разочарование среди тех, кто надеялся на возможность отдохнуть и насладиться заслуженным пенсионным отдыхом.
Специальные условия для назначения ранней пенсии
Несмотря на общие требования к стажу для назначения пенсии, существуют специальные условия, которые позволяют некоторым женщинам получить раннюю пенсию.
- Женщины, имеющие стаж работы в определенных отраслях, таких как шахты или радиационно-опасные предприятия, имеют возможность выйти на пенсию раньше экономически обоснованных сроков. Для этого необходимо иметь соответствующий стаж работы в пределах указанной отрасли.
- Женщины, воспитывающие детей-инвалидов, имеют право на назначение ранней пенсии. Для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие факт воспитания ребенка-инвалида. Размер пенсии будет зависеть от стажа и общего числа воспитываемых детей-инвалидов.
- Женщины-инвалиды имеют право на раннюю пенсию без учета стажа работы. Для этого необходимо подтвердить инвалидность и соответствующую группу инвалидности.
Варианты получения пенсии до достижения пенсионного возраста
В Беларуси предусмотрены варианты получения пенсии до достижения пенсионного возраста. Они позволяют рассчитывать на пенсионные выплаты при определенных условиях.
Пенсия по инвалидности является одним из вариантов получения пенсии до достижения пенсионного возраста. Она предназначена для граждан, у которых установлена инвалидность. Чтобы стать получателем этого вида пенсии, необходимо обратиться в соответствующий орган социальной защиты населения и предоставить необходимые медицинские документы.
Еще одним вариантом получения пенсии до достижения пенсионного возраста является пенсия по выслуге лет. Эта пенсия предоставляется гражданам, которые имеют достаточный стаж работы. Для женщин в 2024 году необходим стаж работы не менее 20 лет. Оформление пенсии по выслуге лет также производится через соответствующий орган социальной защиты населения.
Кроме того, возможен вариант получения досрочной пенсии. Для этого необходимо иметь определенный стаж работы и достигнуть определенного возраста. Условия получения досрочной пенсии могут различаться в зависимости от пола и года рождения. Подробности можно узнать в социальных органах.
Варианты получения пенсии до достижения пенсионного возраста предоставляют дополнительную поддержку гражданам Беларуси. Они помогают обеспечить достойный уровень жизни и финансовую стабильность до официальной пенсии.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
В Беларуси подняли пенсионный возраст, и он продолжает расти
Чтобы получить пенсию по возрасту у человека обязательно должен быть страховой стаж. В настоящее время он составляет 17,5 года, однако в 2025 году его планируют повысить до 20 лет.
Страховой стаж – общая продолжительность всех периодов трудовой деятельности, за которые уплачивались взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).
В настоящее время в страховой стаж не входят:
- обучение на дневных отделениях в средних специальных и высших учебных учреждениях;
- служба в армии;
- декретный отпуск;
- периоды получения пособия по безработице;
- отпуск по уходу за инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом), лицом старше 80 лет.
Увеличение пенсионного возраста в РБ
В 2024 году в Республике Беларусь было принято решение о поэтапном увеличении пенсионного возраста для граждан. Это решение связано с рядом экономических и демографических факторов, необходимых для обеспечения устойчивости пенсионной системы и социального обеспечения.
Изменения в пенсионном возрасте коснулись как мужчин, так и женщин. Согласно новым правилам, пенсионный возраст для мужчин будет увеличен до 65 лет, а для женщин — до 63 лет. Это означает, что гражданам, которые родились после 1 января 1961 года, необходимо будет работать дольше, чтобы иметь право на пенсию.
Такое решение вызвало негодование среди некоторой части населения, которая считает, что увеличение пенсионного возраста приведет к дополнительным трудностям и облегчит процесс социального обеспечения. Однако, правительство утверждает, что такие меры являются необходимыми, чтобы обеспечить стабильность и устойчивость пенсионной системы.
Ввиду данных изменений, гражданам рекомендуется обратить внимание на свои планы на будущее и возможность дополнительного обеспечения пенсией через накопительные пенсионные программы и инвестиции. Такое решение позволит создать дополнительный источник дохода в будущем, в случае необходимости.
Увеличение пенсионного возраста может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества. С одной стороны, это может способствовать улучшению стабильности пенсионной системы и социального обеспечения. С другой стороны, для некоторых людей это может создать дополнительные трудности и ограничение в выборе времени выхода на пенсию.
В целом, увеличение пенсионного возраста в Республике Беларусь является одной из мер, направленных на повышение устойчивости пенсионной системы и социального обеспечения. Несмотря на возможные негативные последствия, данное решение является ответом на текущие демографические и экономические вызовы и призвано обеспечить достойное будущее для пенсионеров в РБ.