Преподаватель без педагогического образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преподаватель без педагогического образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Люди, желающие преподавать, могут пойти разными путями, чтобы достичь цели. Вот некоторые распространенные шаги:

  1. Получение педагогического образования. Если к моменту поступления человек уже знает, что он хочет стать учителем, то получить степень бакалавра вполне реально. Требования степени бакалавра варьируются от региона и школы. Например, в средних школах предпочитают, чтобы их учителя имели диплом конкретной предметной области, а не общего образования.
  2. Получение лицензии на преподавательскую деятельность. Вместо получения педагогического образования можно пройти сертификацию или получить лицензию, позволяющую преподавать. Сертификация включает курсы, тренинги, практику. Но такие сертификаты должны подтверждаются раз в 3 года.
  3. Специализированные программы. Некоторые области, такие как искусство, спорт или техническое образование, могут предлагать специализированные программы, помогающие стать учителем по этим предметам.

Как получить педагогическое образование

Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.

Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.

  1. Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
  2. Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
  3. Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
  4. Прохождение профессиональной переподготовки.

На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.

Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.

Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.

Легко ли найти работу

Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.

В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.

Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.

А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.

Кто не сможет стать учителем

Существует перечень лиц, которые, согласно профессиональным стандартам, не могут быть допущены к работе в школе. Законными будут такие основания отказа в трудоустройстве:

  • наличие судимости;
  • отстранение по решению суда от педагогической деятельности;
  • официальное признание недееспособности;
  • наличие определенных серьезных заболеваний.

Качества хорошего учителя

Профессия учителя очень древняя и скорее всего будет существовать вечно. Для ребенка учитель – одна из центральных жизненных фигур. Он должен вырастить уверенного в себе, психологически устойчивого и всесторонне развитого взрослого. Для успеха этой миссии педагог должен нести в своем сердце искреннюю любовь к детям и своей профессии, обладать высокими моральными и нравственными качествами, чувством такта, эмпатией.

Делай то, что любишь. Люби то, что делаешь

Наличие или отсутствие диплома о педагогическом образовании всего лишь определяет ту точку, с которой вы начинаете свое движение к успеху. Если есть желание развиваться, возможности найдутся. Сегодня очень много предложений отточить конкретные навыки в методике, психологии и любом другом аспекте. К тому же есть возможность прямого общения со специалистами, что помогает заметно сэкономить время и сразу начать внедрение полученных знаний в практику.

Я сама часто сталкиваюсь с тем, что даже совершенно незнакомые тебе люди готовы, обсудить и объяснить какие-то важные вещи, поделиться ценными материалами, подсказать, как правильно действовать в той или иной ситуации. Общаясь с такими людьми, мы находим единомышленников. А это еще один секрет успеха — быть на одной волне с теми, кто увлечен своей профессией так же, как и ты.

А репетитор без образования?

По-моему, если:

  • это классный специалист,
  • он не жалеет времени и сил на подготовку занятий,
  • любит свою работу, и ученики отвечают ему взаимностью,
  • хочет развиваться, повышать свою экспертность, находит и использует возможности для этого, — а зачем ему диплом? Он и без диплома обречен на успех.

Что такое Мдк в колледжах

Междисциплинарный курс, или МДК, это система знаний и умений, которая используется в колледжах и других учебных заведениях для обеспечения освоения компетенций студентами при прохождении практики в рамках профессионального модуля. Этот курс отражает специфику вида профессиональной деятельности и представляет собой комплекс образовательных программ по разным дисциплинам. Его целью является формирование у студентов универсальных компетенций, необходимых для успешной работы в современном мире. В рамках МДК студенты изучают не только предметы, относящиеся к их профессии, но и курсы по общей культуре, которые расширяют их кругозор и способствуют всестороннему развитию. МДК — это важный элемент образовательной программы, который помогает студентам подготовиться к будущей профессии и осуществить свои карьерные планы.

Кто относится к легкой промышленности

Легкая промышленность — это те отрасли промышленности, которые занимаются производством потребительских товаров, которые используются повседневно. Это включает швейную, текстильную и трикотажную промышленности, которые занимаются производством одежды, постельных принадлежностей и других текстильных изделий. Кожевенно-обувная промышленность производит обувь и другие изделия из кожи, а меховая промышленность — меховые изделия. Фарфоро-фаянсовая промышленность специализируется на производстве фарфоровой и фаянсовой посуды. В России текстильная промышленность также имеет свою отдельную подотрасль. Легкая промышленность является важной частью экономики развивающихся стран и предоставляет множество рабочих мест. Она также имеет большое значение для потребителей, которые получают качественную продукцию по доступной цене.

Кто не имеет права работать в школе

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённый Приказом Минтруда России № 544н от 18.10.2013 г. устанавливает особые условия допуска к работе педагогов.

К педагогической деятельности не допускаются лица (ст.331 Трудового кодекса РФ):

  • лишённые права преподавать по решению суда
  • имеющие судимость
  • признанные недееспособными
  • имеющие медицинские заболевания, представляющие опасность для окружающих

Дополнительные ограничения:

  • несоответствие образования требованиям профессионального стандарта
  • информация от правоохранительных органов об уголовном преследовании за преступления (ч.2 ст.351.1 Трудового кодекса РФ)

Какие документы выдаются по окончании курсов, как быстро документы получит обучившийся

После завершения обучения выдаются документы установленного государством образца, соответствующие требованиям законодательства РФ:

  • Профессиональная переподготовка – диплом о профессиональной переподготовке. Срок действия – бессрочно
  • Повышение квалификации – удостоверение о повышении квалификации. Срок действия – 3 года

Обратите внимание! Все выдаваемые документы об обучении обязательно регистрируются в Федеральном реестре ФИС ФРДО.

Получение документов об окончании курса:

  • После завершения нормативного срока обучения и успешной сдачи итогового теста, направляются скан-копии документов;
  • Доставка оригиналов осуществляется заказным письмом Почтой России, стоимость доставки – БЕСПЛАТНО! Cрок доставки зависит от региона РФ – в течение 5-15 дней.
  • После отправки заказного письма на электронную почту высылается письмо с трек-номером для отслеживания на сайте Почты России.

Как получить педагогическое образование

Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.

Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.

  • Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
  • Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
  • Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
  • Прохождение профессиональной переподготовки.

На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.

Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.

Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

Читайте также:  Расходы будущих периодов в казенном учреждении в 2024 году

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

Воспитатель детей дошкольного возраста;Учитель начальных классов;Педагог дополнительного образования;Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.

Образование и педагогические науки;Психолого-педагогическое образование;Специальное (дефектологическое) образование;Профессиональное обучение (по отраслям);Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Под «иным направлением деятельности» понимается укрупнённая группа согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. Укрупненные группы распределяются по областям образования, имеющим следующие наименования:Математические и естественные науки;Инженерное дело, технологии и технические науки;Здравоохранение и медицинские науки;Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;Науки об обществе;Образование и педагогические науки;Гуманитарные науки;Искусство и культура;Оборона и безопасность государства. Военные науки.

Таким образом, лицо, получившее образование в области математики имеет право вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и др. Данное правило применяется к каждой дисциплине, входящей в укрупненную группу.

Следовательно, мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области конкретного направления преподавания (конкретной педагогической науки) не соответствует требованиям профстандарта в тех случаях, когда в школе имеется вакантная должность преподавателя дисциплины того же направления (укрупненной группы), к которому относится образование учителя. Например, переподготовка учителей физики для преподавания астрономии не требуется, так как эти предметы относятся к одной укрупненной профессиональной группе.

В таких случаях у директора возникает обязанность предложить учителю данную должность в качестве вакантной в случае расторжения трудового договора по сокращению штата или численности работников школы. Также учитель имеет право претендовать на такую должность в случае истечения срока трудового договора. Переподготовка в таких случаях, как уже было сказано, не требуется.

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации. При прохождения профессиональной переподготовки учитель приобретает право преподавать дисциплины, не соответствующие его направлению подготовки.

В письме Минпросвещения России от 28. 2019 N ТС-817/08, в котором даются разъяснения к тексту профстандарта «Педагог», отмечается, что требование о получении ДПО (дополнительного профессионального образования) по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, если, например, учителя физики сокращают, но в школе вакантна должность учителя музыки, такая должность также должна быть предложена директором сокращаемому учителю, который, заняв такую вакансию, сможет проходить переподготовку параллельно с работой. Порядок рассмотрения возможности предоставления учителю работы, связанной с преподаванием другого предмета, должен учитываться директором и при увольнении учителя по причине прекращения срочного трудового договора.

Это правило находит подтверждение в материалах судебной практики: согласно Определению Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17. 2021 N 88-9946/2021 расторжение с работником трудового договора за нарушение им установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, не может иметь место в случае, когда работодатель усматривает такое нарушение в непредоставлении документов о прохождении профессиональной переподготовки. Таким образом, из толкования данного Определения можно сделать вывод, что отсутствие у учителя переподготовки по предмету, не соответствующему его области преподавания (например, музыка вместо физики) не может исключать возможность продолжения работы этого учителя в школе.

Более того, Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности».

Следовательно, в случае, когда происходит расторжение трудового договора с учителем по причине сокращения или истечения срока действия трудового договора, учитель имеет право претендовать на вакантные должности преподавателя иных дисциплин: как соответствующих его области преподавания (без необходимости прохождения переподготовки), так и любых иных вакантных должностей в школе (с необходимостью пройти переподготовку).

Где предлагать свои услуги, не имея педагогического образования?

Не стоит пугаться того, что у Вас нет педагогического образования, обычно бывает сложно лишь начать, при профессиональном подходе к организации занятий удается наработать собственный рейтинг и «обрасти» положительными отзывами. Многие ведущие репетиторы начинали свою деятельность именно с такого уровня и не имели на руках диплома об образовании, а выучивались лишь потом.

Главное – сделать первый шаг, а он самый трудный. Не думайте, что как только заявите о себе, к Вам сразу начнут поступать предложения: все это нужно заработать, оказывая свои услуги на профессиональном уровне. Именно при таком подходе потенциальные клиенты поймут, что наличие «корочки» – это лишь формальность, а главное: это ценные знания, которые Вы даете на своих занятиях.

Начать предлагать свои услуги можно на следующих информационных площадках:

  • по объявлениям в газетах – сегодня еще актуальны печатные издания, особенно в провинциальных городах;
  • на электронных площадках по типу «Авито» – обязательно разошлите свои объявления по нескольким версиям платформ;
  • в мессенджерах – можно вывесить информацию с красивой картинкой, разослать друзьям или даже утроить акцию, например: «первое занятие бесплатно»;
  • по «сарафанному радио» – очень актуально для общительных людей, у которых много друзей, готовых помочь в таком начинании.

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Читайте также:  Среднемесячное число календарных дней в 2024 и для расчета отпускных

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

  1. Специальности среднего профессионального образования:

Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

  1. Направления подготовки высшего образования:

В период самоизоляции и по причине нехватки учителей, было принято решение о смягчении требований. 28 марта 2020 года Минпросвещения опубликовало на сайте ОНФ документ , который позволил специалистам работать без педагогического образования — при наличии диплома в сфере, соответствующей преподаваемой дисциплине. Например:

лаборант химанализа может устроиться школьным лаборантом;

физик-ядерщик — преподавать физику;

хирург — обучать биологии и так далее.

Однако, для официального трудоустройства, специалистам необходимо пройти курсы повышения квалификации по педагогике. Длительность курсов составляет в среднем 72 часа.

Принятое решение не изменило ситуацию с нехваткой кадров, поэтому работать в школе без педагогического образования также разрешили студентам старших курсов (от 3-го) из педагогических вузов. В мае 2020 года был одобрен законопроект, по которому:

студенты вузов могут вести уроки по профильному предмету;

при трудоустройстве не по профильной дисциплине, студент может вести кружки и секции в школе.

Ответственность за допуск учителей без педагогического образования к непрофильному предмету ложится на работодателя. Если студент учить школьников не своей дисциплине, то за плохое качество обучения будет отвечать директор.

Для студентов это становится преимуществом. Ведь можно работать по будущей профессии и получать зарплату уже после 2-го курса, а также набраться практического опыта для дальнейшей педагогической деятельности.

Квалификационные требования и профстандарты

В Едином квалификационном справочнике должностей (ЕКСД) указано следующее требование к должностям учителя и преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом требования к стажу работы не предъявляются.

Это означает, что даже лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии школы могут быть назначены на соответствующие должности. Например, если человек окончил вуз и получил степень бакалавра по химии, а затем работал на химкомбинате, он может спокойно работать в школе учителем химии. Очень часто в школе не хватает реальных преподавателей-практиков, которые изучили вопрос «изнутри» и спокойно оперируют не только теорией, но и кейсами из своего профессионального опыта.

Кроме того, можно стать и преподавателем-практиком в университете — например, на факультете журналистики практические занятия часто ведут журналисты, для которых работа в газете является основным заработком, а образование при этом может быть далеко не педагогическим и даже не журналистским.

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты к претендующим на должность педагога в образовательном учреждении. Полный перечень профстандартов перечислен в справочнике.

Другие способы преподавать

Если мечта о преподавании не дает покоя, а высшего образования у вас нет, то, возможно, вам подойдет должность педагога дополнительного образования. Эта должность не требует обязательного высшего образования. Желающим работать в этой сфере достаточно пройти курсы, соответствующие тематике и специфике занятий.

Например, чтобы вести кружок рисования, можно окончить курсы по данному направлению. Однако следует помнить о конкуренции — специальное образование все-таки дает небольшое преимущество.

Другой способ удовлетворить свою потребность в преподавании — это работа в детских лагерях. Существует несколько должностей, которые позволят взаимодействовать с детьми и обучать их тому, что вы знаете и умеете — вожатый, воспитатель, кружковод. Стать вожатым можно бесплатно, посещая тренинги одного из студенческих отрядов Санкт-Петербурга, — их в городе великое множество.

Кроме того, существуют курсы вожатского мастерства на базе лагерей, а также волонтерские организации, где можно приобрести ценный опыт, который котируется при устройстве на работу в лагерь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *