Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2024 года ремонт или деньги
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2024 года ремонт или деньги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
В каких случаях для страховой выгоднее выплата?
И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.
Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.
Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.
Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?
В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.
Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.
В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.
Прямое возмещение и его порядок
Поскольку не все знают, что такое прямое возмещение убытка (ПВУ), отметим – это вариант получения компенсационной выплаты, при котором потерпевшая сторона обращается в офис страховой компании, в которой был куплен бланк ОСАГО.
Важно! Обращаться по прямому урегулированию клиенты смогли только после внесения правок в закон, которые были 2 августа 2014 года. Ранее получить выплату можно было только в компании виновной стороны.
При этом важно учитывать, что обратится по ПВУ, пострадавшая сторона сможет только при соблюдении всех требований:
- в ДТП участвуют только 2 транспортных средства;
- стороны договорились, кто является виновной и потерпевшей стороной;
- нет обоюдной вины при ДТП (когда виноваты оба участника движения);
- в результате аварии никто не пострадал;
- у каждой стороны есть действующий бланк ОСАГО.
Если все требования выполнены, можно фиксировать страховой случай и обращаться в офис страховой компании для получения компенсации.
Претензия по выплате и как её оформить
Если страховая компания занизила сумму выплаты, необходимо составить претензию. Поскольку четких требований по составлению данного документа не существует, каждый автолюбитель может заполнить ее самостоятельно. Для удобства предлагаем скачать шаблон на нашем портале и внести все необходимые данные.
Важно! Составить претензию можно как от руки, так и на компьютере. Главное – чтобы на документе стояла подпись заявителя и дата.
Составляя претензию, следует учитывать, что в ней должна быть отражена информация следующего характера:
Наименование страховщика | В шапке документа следует указать:
· наименование страховой компании; · юридический адрес; · имя руководителя; · рабочий телефон и адрес электронной почты. |
Личные данные | Далее в шапке прописываются личные данные заявителя:
· фамилия, имя и отчество; · паспортные данные; · адрес регистрации; · номер мобильного телефона. |
Суть обращения | Это основной раздел, в котором необходимо четко прописать:
· когда случился страховой случай; · номер выплатного дела; · сумма выплаты; · реальная сумма убытка. |
Реквизиты | Дополнительно стоит указать полные реквизиты личного счета, куда просите перечислить недоплаченную разницу. |
Документы | Помимо самой претензии вам предстоит подготовить:
· паспорт; · заключение независимого эксперта. К претензии прикладываются копии документа, поскольку оригиналы должны всегда храниться у пострадавшего владельца автолюбителя, и при необходимости переданы в суд. |
Если же страховая компания признана банкротом, то направлять претензию стоит на имя Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом отправить документ вы можете как лично, так и по почте, заказным письмом.
Как оценивается размер ущерба, причиненного в результате ДТП?
Если вы намерены получить страховое возмещение, сумму ущерба имуществу определит страховая компания. При этом в случае, если вы требуете возмещение по ОСАГО, но страховщик в установленный законом срок не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков, чтобы определить сумму страхового возмещения, то вы вправе самостоятельно обратиться за независимой экспертизой. В этом случае страховщик должен будет принять от вас результат оценки для определения размера страхового возмещения.
При самостоятельном расчете убытков от ДТП включите в них ущерб имуществу, расходы на восстановление и упущенную выгоду. Это объясняется тем, что такие убытки могут складываться из реального ущерба и упущенной выгоды. Реальный ущерб складывается из утраты имущества или его повреждения, а также расходов — уже понесенных или будущих. Поэтому для того, чтобы оценить размер ущерба от ДТП, нужно рассчитать ущерб, причиненный автомобилю и/или иному имуществу, и суммировать его с расходами, которые вы уже произвели или которые могут возникнуть позднее (например, на ремонт), а также посчитать упущенную выгоду, если она есть.
А теперь про каждый элемент более подробно:
- Ущерб имуществу — сумма ущерба может, в частности, включать в себя: стоимость восстановительного ремонта, то есть сумму расходов на восстановление автомобиля, сумму утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), то есть величины снижения стоимости автомобиля в результате повреждения и последующего ремонта;
- Расходы, понесенные в связи с ДТП — любые расходы, которые вы понесли в связи с причиненным ДТП вредом: расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП до места ремонта или хранения, хранение поврежденного автомобиля и т.д.;
- Упущенная выгода. Например, если вы не получили доход по договору перевозки из-за простоя, поскольку автомобиль был в ремонте после аварии, это можно расценить как упущенную выгоду.
Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?
17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.
В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.
Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.
Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.
Если компенсация не покрывает все расходы на ремонт
Если величина выплаты заниженная, пострадавший может подать претензию страховой компании. Если она не будет удовлетворена, тогда можно подать судебный иск. Данное требование может предъявить страховая компания пострадавшего в случае суброгации (при переходе соответствующего права). Недостающую денежную сумму можно взыскать с виновного в аварии при реализации досудебной претензии либо судебного разбирательства. В соответствии со статьёй 1079 Гражданского кодекса возместить причинённый ущерб обязан виновный в ДТП в том случае, если ему не удастся доказать, что причинённый вред не был вызван злым умыслом потерпевшего либо непреодолимой силой.
Стоимость будущего ремонта страховая компания согласует с автосервисом. Все вопросы в отношении скрытых повреждений необходимо решать при участии пострадавшего. Данный факт должен отображаться в документе при приёме транспортного средства на автосервис. Клиент не обязательно должен общаться с сотрудниками СТОА, ведь он не подписывал с ними соглашение. Он может не переживать из-за реальных расходов на ремонт по ОСАГО, поскольку оплату производит страховая компания. Однако на практике подобное случается нечасто.
В правилах автогражданки в пункте 4.17 установлено, что в направлении на восстановительные работы должна быть указана возможность доплаты страхователем. К тому же они определяют, что страховщик не отвечает, если клиент обсудил сроки передачи восстановленного транспортного средства либо принял автомобиль без своих претензий. По этой причине перед подписанием бумаг на автостанции необходимо всё тщательно проверить.
При каких условиях положена страховая выплата по ОСАГО
Перечислим несколько условий, при которых возможно получить денежную компенсацию вместо ремонта:
- Автомобиль уже не подлежит восстановлению – произошла полная гибель транспортного средства. Либо нанесённый ущерб превышает 400 000 рублей;
- В аварии пострадали люди (нанесён вред здоровью или жизни);
- Пострадавший в аварии является инвалидом I или II группы. В этом случае пострадавший имеет право выбрать: получить денежную выплату или ремонт автомобиля.
Расскажем о важных правилах, которые помогут без проблем получить компенсацию:
Фиксируйте все обстоятельства произошедшего и соблюдайте правила поведения после аварийной ситуации. Забудьте об эмоциях и скрупулёзно соберите все детали происшествия, снимите всё на телефон.
Составьте европротокол в случае, когда оба участника ДТП согласны с тем, кто виноват в аварии, и сумма ущерба не превышает 400 000 рублей. Либо, если европротокол вам не подходит, вызовите ГИБДД.
Прежде, чем обратиться в страховую компанию, проверьте, все ли документы, необходимые для страховой выплаты по ОСАГО, у вас есть. К таким документам относятся:
- Документы, фиксирующие объёмы и характер повреждения автомобиля;
- Медицинские документы, если в аварии пострадали люди. Обязательно собирайте все выписки, назначения, чеки на лечение. Важно сохранить документы, связанные с затратами как на лечение, и в период восстановления.
Где узнать адреса страховых компаний?
Следующее изменение внесено в статью 12 закона «Об ОСАГО»:
Место нахождения и почтовые адреса страховщика, а также всех представителей страховщика, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в перечне представителей страховщика, являющемся приложением к страховому полису.
Место нахождения и почтовые адреса страховщика, а также всех представителей страховщика, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть размещены на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В данном пункте речь идет о ситуации, когда автовладельцу требуется срочно найти ближайшего представителя страховой компании. Например, если произошло дорожно-транспортное происшествие и требуется подать в страховую документы на выплату.
До 15 июля 2023 года информация о представительствах страховой компании размещается в приложении к страховому полису. То есть водитель вместе с полисом получает дополнительный лист бумаги, на котором указаны адреса всех офисов.
С 15 июля 2023 года информация о представительствах будет размещаться на официальном сайте страховой компании.
С одной стороны, этот способ имеет плюсы, т.к. информацию на сайте можно обновлять намного быстрее и она всегда будет актуальной. С другой стороны, для получения этой информации водителю потребуется доступ к сети интернет, который есть далеко не везде.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Когда можно получить денежную компенсацию
Пунктом 16.1 ст. 12 закона № 40-ФЗ предусмотрены случаи, при наступлении которых пострадавший в ДТП водитель получит деньги:
- тотальная гибель авто;
- стоимость восстановления превышает максимально установленный лимит – 400 тысяч рублей (100 тысяч по Европротоколу);
- СК не может организовать восстановление авто на СТО, указанной при заключении договора страхования;
- потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью;
- автосервис, с которым у СК заключено соглашение на проведение ремонтных работ, не соответствует установленным требованиям;
- между страховщиком и потерпевшим заключено соглашение о выплате денежной компенсации;
- потерпевший является инвалидом, и он указал денежную форму возмещения в заявлении.
Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.
Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.
Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.
Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.
Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.
Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.
Обычно суд принимает решение в пользу страхователя. Виновника дорожно-транспортного происшествия обязывают предоставить денежные средства. Однако истец обязан соблюдать все установленные нормы и формальности.
У страховых компаний присутствует право выдвинуть встречные требования. Подобное допускается, если правонарушение было совершено в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. В этой ситуации действует регресс. Аналогичное правило применяется, если пострадавшему была предоставлена выплата, а у лица, виновного в случившемся, отсутствовала обязательная страховка. В 2023 году гражданин автоматически признается виновным в происшествии в следующих ситуациях:
- автомобилем управляло лицо, которое не имеет прав или не смогло сдать экзамен на знание правил движения и вождения;
- за рулём находился гражданин, который был лишён доступа к управлению авто;
- у лица имелось водительское удостоверение, но оно было предоставлено на иную категорию транспортных средств;
- гражданин преднамеренно скрылся с места происшествия.
До какой суммы страховая возмещает по европротоколу?
Обычная ставка — 100 000, но она может достигать и 400 000 рублей.
Почему такой большой разброс в цифрах? Это связано с упрощенным порядком оформления ДТП. Для того чтобы получить максимальную компенсацию, необходимо выполнить определенные требования. Эти требования указаны в пункте 6 раздела 11.1 Федерального закона «О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
6. оформление дорожно-транспортного происшествия без участия уполномоченного сотрудника полиции для получения страхового возмещения в рамках страхового покрытия, определенного разделом 7 b настоящего Федерального закона,в отсутствиеуказанного лица.Подробности дорожно-транспортного происшествия фиксируютсяпередаются участником; ив автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Проще говоря, для получения компенсации за ДТП в размере до 400 000 рублей должны быть выполнены оба условия (одновременно).
- При этом не должно быть разногласий по поводу того, кто виноват, а кто нет,
- Данные о ДТП фиксируются автоматически — с помощью приложения «Помощник ОСАГО» или навигационных средств ГЛОНАСС,
Если оба эти условия не соблюдены и ДТП оформлено по европротоколу, страховщик возместит ущерб в размере до 100 000 рублей. Требовать от страховщика больше этой суммы неразумно. На это указывает пункт 8 статьи 11.1 Федерального закона «О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Кстати, также и с виновника аварии.
Изменения в системе выплат в 2024 году
В 2024 году в системе выплат по ОСАГО будут внесены ряд изменений, которые затронут как страховщиков, так и водителей:
- Изменение коэффициентов выплат. Введение новых правил расчета коэффициентов будет ориентироваться на индивидуальные характеристики водителя и его стаж вождения, а также населенный пункт регистрации автомобиля.
- Введение системы фиксированных выплат. Кроме коэффициентов, будут установлены максимальные суммы возмещения по разным видам ущерба, например, за причинение вреда здоровью.
- Ужесточение требований. Водители, участвующие в дорожно-транспортных происшествиях, которые случились по их вине и привели к серьезным последствиям, могут быть ограничены в получении полной компенсации.
- Внедрение электронных технологий. В целях повышения эффективности и ускорения процесса выплат, будут внедрены новые электронные технологии, которые позволят сократить время на рассмотрение заявок и выполнение выплат.
Изменения в системе выплат по ОСАГО в 2024 году призваны обеспечить справедливость в распределении компенсаций и улучшить процесс возмещения ущерба для всех участников страхования.
Значение новых нормативов
Вплоть до 2023 года размеры возмещения по ОСАГО устанавливались ограниченными нормативами, которые не всегда отражали реальные затраты на устранение ущерба при дорожно-транспортных происшествиях. Однако с 2024 года вступают в силу новые нормы, которые позволят получить водителям более справедливое возмещение.
Ключевым изменением стало увеличение максимальных сумм возмещения. Теперь они составляют:
- 1,5 млн рублей на одного потерпевшего в случае травмы или инвалидности
- 3 млн рублей на одного потерпевшего в случае летального исхода
- 1 млн рублей на одного потерпевшего или поврежденный транспортный средство
Такие нормативы помогут сделать возмещение по ОСАГО более справедливым и соответствующим реальным затратам на устранение последствий ДТП. В результате водители смогут получить более значительную компенсацию, чем ранее, что стимулирует следовать правилам дорожного движения и снижает количество мошеннических случаев.