Что делать если учитель предвзято относится к ученику и занижает оценки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если учитель предвзято относится к ученику и занижает оценки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К основным причинам предвзятого отношения учителя к ученику относится простая неприязнь и стремление извлечь выгоду для себя. Многие родители, у которых дети оказались под учительским буллингом, стараются задобрить педагога различными приятными презентами и деньгами. Так действовать категорически недопустимо, поскольку это способствует созданию плохой традиции и поощрение преподавателей к подобному поведению.
Как вести себя ребенку, чтобы улучшить оценки?
Школьник, ощущающий учительский буллинг, в первую очередь, не должен молчать о своей проблеме. Ему необходимо рассказать всё родителям или школьному психологу.
Ребенку необходимо попытаться быть объективным. Если учитель занижает оценку на письменной работе, которую писали все одноклассники, то можно взглянуть на то, как учителем были оценены другие дети, на что особо им было обращено внимание. Завершив такое мини-исследование, может быть станет понятно, по какой причине оценка меньше ожидаемой.
Но, бывает и по-другому – строгой оценке педагога подлежала работа определенного ученика. В таком случае школьник может подойти к учителю и попросить его разъяснить суть недочетов. Безусловно, диалог должен быть конструктивным без лишних неприятных эмоций.
Внимание! Если по мнению школьника ему неправомерно поставили оценку, то прежде всего ему нужно поговорить с педагогом. В решении конфликтной ситуации поможет разобраться локальная нормативная документация, утвержденная администрацией учебного заведения.
Итак, что предпринять, когда учитель «валит» моего ребенка? Если вы лично убедились в явном занижении оценок, то следует предпринять всё возможное, чтобы восстановить справедливость. В противном случае ребенок может утратить возможность продолжить обучение в среднем специальном и высшем учебном заведении. Можно воспользоваться всеми вариантами, как активного доказывания с предоставлением фактов членам комиссии или получением побед за участие в олимпиадах с демонстрированием достижений ученика.
Некоторые родители изберут иной путь и ничего не предпримут. Самое главное – вам необходимо показать своей дочери или сыну, что собственные права всегда необходимо отстаивать, выбирая для этой цели максимально оптимальный метод. Также, ребенку важно понять и запомнить, что родители для него являются надёжной опорой, на которую можно всегда рассчитывать.
Важно! Если у вас не получилось никакими способами уладить проблему с учителем, то предпримите крайние меры – переведите ребенка в другую школу. Так он сможет получать заслуженные оценки и образование без учительского буллинга.
На что нужно обратить внимание
Не знаете, что делать, если учитель занижает оценки? Тут важно понимать, на каждое действие преподавателя можно пожаловаться и доказать факт занижения, а сделать это бывает очень непросто. Дело в том, что преподавательская деятельность осуществляется в рамках Закона об образовании, где прописано о его праве свободно выражать собственное мнение и противостоять вмешательству в его деятельность. Простыми словами, педагог самостоятельно выбирает методы и средства обучения, а также воспитания. Поэтому придется очень постараться, чтобы доказать, что учитель действует непедагогично.
Однако и с этим можно бороться. Если родитель не согласен с методом преподавания, то он имеет право обратиться к директору школы либо в департамент образования по месту расположения школы с просьбой проведения переаттестации либо замены определенного учителя, соответственно, указав весомые для этого причины.
Итак, вы подготовились, изучили критерии оценок, значит, пришла пора отправиться в школу.
- Для начала следует встретиться с проблемным учителем. В процессе разговора важно объективно оценить ситуацию и понять, действительно ли проблема заключается в предвзятом отношении или все-таки ребенок не совсем честен с вами или попросту не до конца понимает собственные ошибки.
- Если встреча с преподавателем не помогла или вы не разделяете его позиции, то следует поделиться своими мыслями с администрацией школы. Не знаете, как написать жалобу на учителя? Это можно сделать официально путем написания заявления на имя директора с указанием конкретных ситуаций и ссылками на нормативные документы либо обсудить проблему в неформальной обстановке за чашкой чая.
Куда обращаться, если учитель занижает оценки? Как поступить, когда администрация учебного заведения отстаивает интересы коллектива и не собирается предпринимать никаких действий? В этом случае придется начинать «военные действия» путем обращения в департамент образования либо направлением жалобы на администрацию школы за бездействие в Рособлнадзор, отвечающий за образовательную деятельность вашего региона.
Что делать, если ребёнку занижают оценки
Если вы считаете оценку незаслуженной, можно и нужно попробовать разобраться. Вот алгоритм действий, который рекомендует юрист.
Шаг 1. Прочитайте методическое письмо Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Этот документ не является нормативно-правовым актом, а только содержит рекомендации, но на него можно ссылаться при беседе с педагогом или директором.
Шаг 2. Изучите локальные нормативные акты школы. Тот документ, который вам нужен, регулирует порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний учеников. В нём должны быть прописаны общие критерии выставления оценок.
Изучите образовательную программу вашей школы. Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения» должен содержать правила оценивания знаний по каждому учебному предмету.
По Закону об образовании эти документы должны быть в открытом доступе на официальном сайте школы. Но если найти их самостоятельно не получается — обратитесь напрямую к администрации.
Шаг 3. Поговорите с педагогом, ссылаясь на методическое письмо, локальные акты и образовательную программу. Лучше не брать ребёнка с собой — диалога двух взрослых будет достаточно. Чтобы не переводить беседу в конфликт, постарайтесь проявить вежливость и понимание. Начните диалог с реплики: «У нас возникли вопросы по поводу оценок /имя школьника/, и хотелось бы больше узнать про то, почему здесь получилось так».
Вероятно, окажется, что учитель не занижает оценки, а строго следует предписаниям. Нужно допускать, что ребёнок может чего-то недоговаривать — но в любом случае вставайте на его сторону, а не учителя. Школьник должен чувствовать себя под защитой.
Если вы знаете, что сомнения в объективности оценок есть и у других родителей, можно объединиться и прийти на беседу с учителем группой. Так беспокойство родителей будет иметь больший вес — поскольку проблема коллективная, просто замять её не получится.
Шаг 4. Обычно учитель может объяснить и прокомментировать оценки. Но если аргументы педагога кажутся несправедливыми или неубедительными, а выставленная оценка прямо расходится с критериями в локальных актах и образовательной программе — стоит пойти на устную беседу к директору.
Шаг 5. Если устная беседа не принесла результатов, составьте письменное требование в свободной форме на имя директора школы — попросите проверить действия учителя на соответствие локальным актам и нормам.
>
Объясните ребёнку, что педагог неправ. Похвалите школьника: отметьте, что в работе всё объективно сделано хорошо. Ребёнок должен понимать, что оценки не так важны, как сами знания, а вы любите его вне зависимости от отметок.
Помните, что в каждой общеобразовательной школе должна быть Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Законом об образовании предусмотрено право родителя обращаться в Комиссию для защиты прав своего ребёнка, в том числе когда оценки ученика необъективны.
Выяснение отношений с учителями и администрацией — это всегда неприятно. Если ситуация с несправедливой оценкой — единичный случай, бывает легче закрыть глаза и списать это на усталость или промах педагога. Но если ребёнку систематически занижают оценки в школе, лучше разобраться и отстоять свои права.
Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?
Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.
- Обращайтесь к учителю уважительно.
- Заявите, что вы понимаете, что нужно прояснить ситуацию.
- Спросите учителя о том, как в его глазах происходили события.
- Поясните, как ребенок видит эту ситуацию, если он сам не решается присутствовать при разговоре.
- Перескажите учителю восприятие ребенка, называйте его эмоции своими словами.
- Не требуйте от учителя признать неправоту. Предложите поискать способы поговорить с ребенком так, чтобы он понял точку зрения учителя и его мотивы.
Итак, обратимся к наиболее частым случаям из практики. В основе конфликта — несовпадение мнений и интересов, несоответствие в оценочной шкале, выбранной учеником или учителем.
Ученику предмет дается тяжело, но он постарался, насколько смог. Ему результаты кажутся вполне приемлемыми, по крайней мере, он уверен, что они улучшились, значит, оценка должна стать выше.
Внимание! Учитель оценивает работу с точки зрения шаблонных требований, без индивидуального подхода. Оценка остается та же, что и прежде.
Система выставления оценок предусматривает разные способы аттестовать задания. Личностно-сопоставительный способ предполагает рассмотрение результата в динамике, процессе развития способностей ученика. Называется это отметка. Она выставляется, когда оценивают текущие результаты учебы.
Когда причина раздора — оценка между «четверкой» и «пятеркой»
Суть конфликта фактически та же, что и в прежних случаях. Не достигнуто понимание между двумя сторонами. Исправить ситуацию поможет открытый диалог. Не всегда можно достичь желаемых результатов, если собеседником учителя будет ученик.
Некоторые педагоги поддерживают точку зрения, что оценки ставятся не только для учеников, но и для родителей. Это способ обратить их внимание на успеваемость ребенка. Родители имеют полное право задать вопросы о том, как учитель оценивает задания, побеседовать о возможных ресурсах улучшения подготовки. Конструктивный диалог поможет выявить недоразумения и избежать конфликтов в будущем.
Внимание! Если результат беседы не удовлетворил родителей, они могут обратиться за помощью к руководителю школьного учреждения.
Система оценивания знаний в школе направлена на выявление фактического соответствия полученных знаний учебным программам, требованиям. Она предполагает объективность системы оценивания. Однако в процессе обучения принимают участие преподаватели, которые по тем или иным причинам могут снижать оценки. На результат оценивания могут влиять субъективные причины: недовольство поведением ученика во время занятий, невнимательностью. Зачастую в конфликты вовлекаются родители учащихся, которые предъявляют претензии к поведению самого учителя, к его профессиональной подготовленности. Важна позиция, которую занимает администрация, насколько она готова к тому, чтобы исчерпать проблему не прибегая к затяжным конфликтам.
Прежде всего, необходимо понимать, что главное в этой ситуации – интересы ученика. Для того чтобы помочь ему справиться или пересмотреть свое поведение, необходимы совместные усилия.
Причины, по которым учитель занижает оценки
Злоупотребление своей властью. Некоторые учителя, имеющие возможность оценивать учеников, могут узурпировать свою власть и занижать их оценки, чтобы убедиться в своей «важности» и влиянии на жизнь учеников.
Неадекватные требования. Учителя могут устанавливать слишком высокие стандарты для оценки работы учеников, что приводит к снижению их оценок. Например, если учитель требует от ученика выполнения задания на уровень, которого он не может достичь, это может привести к заниженным оценкам.
Чувство неудовлетворенности. Некоторые учителя просто не любят своих учеников и испытывают негативные эмоции в отношении них. Такие учителя могут использовать занижение оценок как способ выражения своего неудовлетворения и отвергают любые усилия учеников для улучшения своей успеваемости.
Личные проблемы. Некоторые учителя могут иметь проблемы в личной жизни, например, стрессовые ситуации на работе или в семье, что может привести к неправильному оцениванию выполненной работы учеников.
Беспристрастность. Иногда учителя занижают оценки не потому, что хотят навредить своим ученикам, а из-за беспристрастности или неумения выставлять объективные оценки.
Рекомендации по разговору с учителем
Будьте готовы к разговору. Прежде чем общаться с учителем, подготовьтесь: вспомните, что именно вызывает ваше беспокойство, четко определите свою позицию и придумайте несколько аргументов, которыми можете подкрепить свои слова. Если возможно, попросите нескольких одноклассников или родителей поддержать вас.
Не прерывайте и не кричите в процессе разговора. Вместо этого старайтесь высказаться последовательно, дать учителю возможность завершить свою мысль и выслушать его аргументы до конца. Обращайте внимание на свой тон голоса и мимику — они могут выдать ваше эмоциональное состояние. Если чувствуете, что не можете сдержать себя, сделайте паузу и соберитесь.
Будьте честными, но уважительно высказывайте свою точку зрения. Если у вас есть конкретные данные, доказательства или свидетельства, приводите их. Не вводите учителя в заблуждение, но и не оставляйте его сомневаться в ваших словах. Помните, что цель разговора — не победить, а найти решение проблемы.
Не забывайте про взаимодействие. Старайтесь работать вместе с учителем, не против него. Будьте готовы к диалогу, обсуждайте возможные варианты решения проблемы и принимайте совместно принятые решения. Если у вас есть различные предложения, обсудите их и выберите наиболее подходящее.
Как наказать учителя за предвзятое отношение к ученику
Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:
- чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
- обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
- наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).
Причины такого отношения учителя
Прежде чем жаловаться на учителя, необходимо выяснить причину такого отношения к ребенку. Хочется сразу отметить, что далеко не всегда такое поведение имеет основание. Случаи бывают разные, иногда проблема заключается в подарках и поощрениях преподавателю, а не в знаниях ученика. Некоторые родители, в системном порядке преподносят те или иные презенты, для того, чтобы повлиять на оценку своего ребенка, а какие-то родители не видят в этом необходимости, потому как их чадо само справляется с программой. Но не всегда оценки отражают истинные знания ученика, вы наверняка сталкивались с такой ситуацией. В данном случае вам может не помочь даже жалоба на имя директора, потому как доказать это практически невозможно. В этом случае, если вы не хотите так сказать, оплачивать оценки своего ребенка, у вас один выход, поменять школу. Но, однако, не всегда причина кроется в самом учителе, бывает и такое, что ученик просто ленится что-либо делать на уроках или домашняя работа оставляет желать лучшего, и учитель пытается каким-либо приемлемым образом воздействовать на ученика, в, то время как ребенку кажется, что отношение к нему предвзятое. Отсюда жалобы родителей, выяснения, скандалы. Помните в любой ситуации, вам необходимо сохранять спокойствие, а также тщательно разобраться в причине, если же проблема заключается в вашем ребенке, проведите беседу с ним, объясните ему, что школа, это его работа и он должен выполнять ее, если не отлично, то хотя бы хорошо.
Возможно 2 варианта развития событий:
- Проведение процедуры пересмотра отметки на основе нормативных документов (составление комиссии, порядок рассмотрения, занесение в протокол), если в них имеются соответствующие указания.
- Письменное обращение о пересмотре отметки на имя администрации или в комиссию по урегулированию споров.
Право на пересматривание отметки подтверждает статья 45 закона «Об образовании».
Что нужно указать в жалобе:
- Причину выставления отметки.
- Ситуацию, с которой не согласны.
- Предполагаемое решение проблемы (оценить поступок учителя на основе общепринятых педагогических методов и переоценить действия учащегося).
Письмо рассматривается в школе коллегиально в предусмотренном порядке, проводится проверка наличия факта занижения отметки.
Бездействие администрации — повод обратиться с письменной жалобой в территориальные органы управления образованием.
Основные нарушения в школе
Прежде чем подать вашу жалобу на школу, вы должны иметь чёткие представления о правах учеников, полный перечень которых можно посмотреть в Федеральном законе №279 от 29 декабря 2012 года. Ссылаясь на 34-ю статью данного закона, причины для жалоб на сотрудников, работающих в общеобразовательном учреждении:
- К ученику применяют физическое или любого рода психологическое насилие, уничижается его достоинство, как личности.
- Нарушения прав ребенка в виде запретов выражать личные взгляды, получать и передавать свободно информацию.
- Агитация вступить в группы политического или общественного характера и привлечение к деятельности таковых без согласия малолетнего лица.
- Отказ принять ребёнка на обучение (место проживания и регистрации значения не имеет).
- Отказ перевести учащегося на индивидуальную, ускоренную или иную особую форму обучения.
- Создание препятствий для перевода в другую школу.
- Отказ предоставить безвозмездную помощь в сфере психологии, медицины, социальной педагогики.
- Несовершеннолетнего принуждают к посещению мероприятий, которые не отнесены к учебной программе и принуждение к труду, не относящемуся к учёбе.
- Отказ предоставить к ознакомлению правовые локальные акты и Устав образовательного учреждения.
Среди других оснований также служит коррупция в школе и денежные поборы. Куда рекомендуется бить тревогу при этом, так это в местную прокуратуру.
Куда можно пожаловаться на школу и каковы нюансы при адресации недовольства непосредственно в учебное заведение или в вышестоящие структуры, когда директор не справляется с ситуацией или ваша жалоба на администрацию школы, рассмотрим дальше.
Как правильно составить жалобу
Негативное предубежденное отношение к детям является одним из поводов обжалования поведения педагога. Родители вправе обратиться в компетентные органы, если им становится известно о систематических беспричинных нападках на ребенка, выставлении необъективных отрицательных оценок.
Принимая решение об обжаловании действий учителя по этим причинам, необходимо быть уверенным, что предвзятость действительно присутствует, а не является плодом фантазии воспитуемого или способом отомстить учителю за объективность, которая пришлась не по нраву кому-либо
Для этого сначала рекомендуется, как минимум, лично встретиться и поговорить с человеком, а уже потом делать выводы.
Большая часть подобного рода проблем вполне разрешима внутри учебного заведения. Кроме того, мало кто из руководителей будет заинтересован в разрастании конфликта и его разрешении в вышестоящих инстанциях.
По этим причинам, если ситуация не усугублена серьезными последствиями, документ целесообразно подавать на имя директора школы.
Как составить жалобу на директора школы в департамент образования?
Возможен ли отказ в приеме в школу по месту прописки, если нет мест, читайте тут.
Какого-либо стандартного образца такой жалобы законодательством не предусмотрено, однако практикой выработаны общие требования, которых специалисты советуют придерживаться:
- правая угловая часть сверху должна содержать полное наименование должности лица, которому подается обращение, а также ФИО инициатора жалобы. Все установочные данные указываются полностью, без сокращений. После этого в средней части указывается наименование документа;
- в основной части обращения нужно изложить суть конфликтной ситуации, назвать ее участников, указать фактические обстоятельства происшедшего и требования заявителя;
- по завершении в документе проставляются дата и подпись составителя.