Судебная практика при назначении досрочной пенсии Чернобыльцам в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика при назначении досрочной пенсии Чернобыльцам в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
В качестве основного критерия определения размера возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), определена степень утраты здоровья (инвалидность) и соответственно предусмотрено установление твердых денежных сумм.
После принятия постановления Пленума Верховного Суда (ВС) РФ от 14.12.00 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» (далее – Постановление от 14.12.00 № 35) в специальный базовый Закон РФ от 15.05.91 № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон от 15.05.91 № 1244–1) были внесены существенные изменения и дополнения.
В пункте 10 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 дано следующее разъяснение: согласно Правилам от 24.12.92, действовавшим до 6 января 2000 г., пострадавший – и только он – имел право выбора того периода работы, который должен браться для расчета среднего заработка при назначении выплат возмещения вреда, причиненного при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, – за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате (либо снижению) трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. Учитывая это, суд при разрешении спора был не вправе вопреки воле инвалида по требованию ответчика либо по своей инициативе исчислить средний месячный заработок за 12 месяцев перед установлением инвалидности.
В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
При обсуждении пункта 9 Постановления от 14.12.00 № 35 высказывалось мнение, что Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.92 № 4214–1 (далее – Правила от 24.12.92), утратили силу частично и в определенной части могут применяться и в настоящее время. Такая позиция не соответствует действительности, поскольку названные Правила полностью утратили силу с 6 января 2000 г. на основании ст. 29 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон от 24.07.98 № 125-ФЗ).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ.
Как следует из объяснений представителей истца, истец с таким переводом согласился, полагая, что он является получателем пенсии по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ, так как ответчик пересчитал и назначил ему пенсию в твердом размере (250 % базовой части социальной пенсии), но с учетом положений ст. 27 этого же закона (с сохранением ранее назначенной пенсии, размер которой превышает размер пенсии, полагающийся по нормам этого Федерального закона).
Судебная Практика По Установлению Второй Пенсии По Старости Чернобыльцам
О. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о назначении ему трудовой пенсии по старости одновременно с выплатой пенсии по инвалидности, ссылаясь на то, что он является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы и связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Получая пенсию по инвалидности и достигнув в 2005 году возраста 50 лет, дающего право на одновременное получение пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости, он обратился к ответчику с письмом о разъяснении наличия у него права на установление двух пенсий, но получил отрицательный ответ, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском. Просил суд обязать ответчика назначить и выплачивать трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение, то есть с 9 августа 2005 года.
по надзорной жалобе Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 6 августа 2007 года, которым исковые требования О. удовлетворены частично, определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19 сентября 2007 года, которым указанное решение суда оставлено без изменения.
Критерии, установленные для получения досрочной пенсии Чернобыльцам
В 2024 году многие стало доставаться осознание того факта, что через два года, согласно новым критериям, большинству Чернобыльцев будет предоставлена возможность получить досрочную пенсию. Однако получить такую пенсию не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для этого необходимо соответствовать определенным критериям, которые были установлены законодательством.
- Стаж работы в чернобыльской зоне. Главным критерием является стаж работы в зоне отчуждения после аварии на Чернобыльской АЭС. Для получения досрочной пенсии необходимо отработать определенное количество лет в данной зоне. Количество требуемых лет может зависеть от различных факторов, включая возраст и годы работы.
- Уровень здоровья. Для получения досрочной пенсии также необходимо иметь определенный уровень здоровья, связанный с последствиями чернобыльской катастрофы. Критерии для определения уровня здоровья чернобыльцев включают различные медицинские анализы, обследования и диагнозы, проводимые специальными комиссиями.
Однако важно отметить, что не все Чернобыльцы, которые соответствуют этим критериям, смогут получить досрочную пенсию. Количество мест для таких пенсий ограничено, и в первую очередь они будут предоставляться лицам с наиболее тяжелыми заболеваниями и высоким уровнем риска для здоровья. Поэтому для многих Чернобыльцев, хотя они и соответствуют критериям, получение досрочной пенсии может быть недоступным.
Удовлетворяя исковые требования истца о признании незаконным отказ ГУ — ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в назначении С. страховой части трудовой пенсии по старости, и обязании ГУ — ГУ ПФР N 2 по городу Москве и Московской области назначить С. выплату страховой части трудовой пенсии по старости с 27.08.2014 г. (то есть момента обращения за ее назначением в пенсионный орган), суд обоснованно указал на то, что истцу на момент ее назначение было 56 лет, а также имелся необходимый страховой стаж — 5 лет.
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения в ряде законодательных актов, в том числе определяющих особенности правового статуса отдельных категорий граждан. Так, пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Решение суда о назначении пенсии № 02-3782
С ДД.ММ.ГГГГ истцу по достижению 50 лет было предоставлено право на получение ежемесячной пенсии по возрасту на основании ст. 30 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по возрасту, поскольку, по его мнению, имеет право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и по старости, на равных основаниях с инвалидами вследствие военной травмы в соответствии с п.2 ст. 29 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Рулев С. Н. в качестве военнослужащего принимал участие в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, о чем ему было выдано соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец указывает, что после ухудшения состояния здоровья и освидетельствования во ВТЭК с 2000 года ему установлена инвалидность с указанием того, что «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», при переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ истцу подтверждена 2-я крупа инвалидности во вышеуказанному заболеванию бессрочно. В связи с изменением статуса истца ему было выдано соответствующее удостоверение как лицу, получившему лучевую болезнь, ставшему инвалидом; пенсионными органами истцу назначена и выплачивается пенсия по инвалидности.
Об установлении страховой пенсии по старости военнослужащему — участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС
Следует отметить, что согласно положениям абзаца пятого статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции, действующей с 01.01.2022) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с данным Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом такие граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»4 .
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пенсии чернобыльцам согласно решений суда
Надо незабывать про ветеранов, но если правительство не будет решать нормально жилищные вопросы для молодёжи, что нас ждёт в будущем. На зарплату рабочего, учителя, почтальона квартиру у нас не купишь. Россия сейчас входит в пятёрку стран, где тяжелее всего преобрести жильё.
Уважаемый господин Жириновский !
Статистика приведенная вами, на мой взгляд, относится к мировой, но не к России, в нашей стране как я понимаю совсем другой взгляд на семью, в отличии западного, там нет проблем для того что бы вступать в браки несколько раз, а Мы же Россияне, ищем любовь, прежде всего и навсегда, если бы моим Родителям в то время дали еще одну кваротиру, то однозначно, нас в Семье было бы не двое детей, а а минимум четверо, и вторая квартира была бы приплюсованна к той которя есть, и соответственно расширили бы жилплощадь, не надо давать вторую квартиру, а нужно помогать рассширять жил площадь, как это было в советские времена, все знали что сначала общежитие, потом однокомнатная, потом двушка и. т. д, согласитесь что в то время не было вопроса о рождаемости, у семьи должен быть дом, свой дом, и государство как бы мы его не ругали оно нам помогало, в этом, нет площади нет рождаемости, и Вам как не кому должно быть это известно ,
Решения конституционного суда рф пенсии чернобыльцам с 50 лет
Уважаемый Владимир Вольфович, к счастью я с Вами не соглашусь. В нашей стране как мне кажется люди более открыты(. ) и если большие проблемы в семье есть, то люди расходятся, если нет,то живут вместе. Конечно это не железное правило,много людей просто не смогут уйти куда то, если не будет конкретного места, но вторая квартира не явится тем стимулом чтобы покинуть семью. мне так кажется! надеюсь я прав, если это так то наша страна не пропадёт.в процентном соотношении я бы дал процетнов 65-нет, и процентов 35-да. Спасибо за вопрос,был рад пообщаться с Вами.
Уважаемый господин Жириновский !
Статистика приведенная вами, на мой взгляд, относится к мировой, но не к России, в нашей стране как я понимаю совсем другой взгляд на семью, в отличии западного, там нет проблем для того что бы вступать в браки несколько раз, а Мы же Россияне, ищем любовь, прежде всего и навсегда, если бы моим Родителям в то время дали еще одну кваротиру, то однозначно, нас в Семье было бы не двое детей, а а минимум четверо, и вторая квартира была бы приплюсованна к той которя есть, и соответственно расширили бы жилплощадь, не надо давать вторую квартиру, а нужно помогать рассширять жил площадь, как это было в советские времена, все знали что сначала общежитие, потом однокомнатная, потом двушка и. т. д, согласитесь что в то время не было вопроса о рождаемости, у семьи должен быть дом, свой дом, и государство как бы мы его не ругали оно нам помогало, в этом, нет площади нет рождаемости, и Вам как не кому должно быть это известно ,
Решение Белгоодского Обл Суда По Пенсии Инвалида Чаэс 2021
Указанные положения утрачивают силу со дня принятия этого решения Конституционном судом. Он также установил, что с этого дня статьи 53 и 60 закона №796-ХII должны применяться в редакции до внесения изменений.
Приведенные законоположения в их взаимосвязи толкуются правоприменительными органами как наделяющие правом на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров только тех членов семей умерших граждан из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, которые получали данную выплату при жизни кормильца. Подобный подход нашел отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2021 года № 5-КГ15-125, которым были отменены вынесенные нижестоящими судами решения об удовлетворении исковых требований вдовы инвалида-чернобыльца об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и принято решение об отказе в иске. Данное дело включено в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 за 2021 год, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2021 года. Тем самым выраженная в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации правовая позиция приобрела характер ориентира для нижестоящих судов при рассмотрении дел той же категории.
Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н. Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
Катастрофа, произошедшая в апреле 1986 года на ЧАЭС, принесла населению множество, а последствия техногенной аварии до сих пор преследуют граждан. Вред был причинен экологии и жителям г. Припять, а также тем, кто занимался ликвидацией события. По причине нанесенного высокого урона людям, государство взяло на себя ответственность по дополнительному обеспечению чернобыльской пенсией.
Согласно закону № 166-ФЗ, лицам, которые получили 1, 2 или 3 группу вследствие упомянутой катастрофы, назначается пенсия по государственному обеспечению инвалидов. Она полагается независимо от того, есть ли у человека стаж и какой он длительности.
Лицам, которые были эвакуированы и переселены из зоны аварии, выплачиваются средства за материальный ущерб, которые они получили из-за того, что потеряли жилье, дачи, гаражные сооружения и другие постройки, которыми владели до 1994 года. Также возмещаются средства за утраченные предметы обихода, посевов.
- снижение возраста на 10 лет. Инвалидам-участникам ликвидации и эвакуированным из района отчуждения лицам;
- снижение на 5 лет. Гражданам, перенесшим заболевания при устранении последствий катастрофы и участвующих в работах по устранению аварии в районе отчуждения;
- на 5 лет и, сверх этого, на 6 месяцев за 12 месяцев трудовой деятельности или пребывания в районе отселения (в целом не более 7 лет). Для переселенных из района отчуждения;
- на 3 года и, сверх этого, на 6 месяцев за 12 месяцев трудовой деятельности или пребывания в районе отселения (в целом не более 7 лет). Для проживающих в районе отчуждения;
- на 2 года и, сверх этого, на 1 за каждые 3 года трудовой деятельности или пребывания в районе с правом на отселение (не больше 5 лет). Для постоянно проживающих и выехавших добровольно с территории с правом на отселение;
- на 1 год, и сверх этого, на 1 год за 4 года трудовой деятельности или пребывания в льготном экономическом районе. Для постоянно проживающих на этой территории граждан;
- на 6 месяцев за каждый год работы в районе отселения (не больше 7 лет).