Ремонт фасада зданий как отразить в бюджете в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт фасада зданий как отразить в бюджете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведен капитальный ремонт трансформаторной подстанции, затраты составили более 10 млн руб. Раньше подобные затраты фирма относила на расходы периода. С началом применения ФСБУ 6/2020 специалисты советуют сформировать отдельный инвентарный объект ОС, капитализировать затраты и учитывать данные затраты на счете 01 «Основные средства».
Разберемся с терминами
Федеральные стандарты (ФСБУ) не содержат разъяснений, что относить к капремонту и техобслуживанию. Бухгалтеры, как и раньше, руководствуются ГОСТ 18322-2016. Этот стандарт посвящен техническому обслуживанию и ремонту техники, терминам и определениям. Действует с 01/09/2017. Положения документа четко определяют интересующие нас понятия:
- Ремонт – комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта, его составных частей. Здесь же дается полное определение планового ремонта, разделение на капитальный, средний, текущий, внеплановый, аварийный.
- Техобслуживание – это аналогичные операции и действия по поддержанию функциональности, исправности объекта, когда он используется по назначению (а также при хранении, транспортировании и пр.).
По капитальным вложениям помогают определиться ФСБУ 26/2020 (п. 5-ж, п. 6) и ФСБУ 6/2020 (п. 24). Среди других перечислены затраты на улучшение, восстановление объекта ОС. Приводятся варианты, когда ОС достраивается, дооборудуется, модернизируется, реконструируется. Сюда же добавляются затраты по замене частей, ремонту, техосмотрам, техобслуживанию. Капитальные вложения должны изменять стоимость актива, относящегося к основным средствам, указывает ФСБУ.
Необходимые ремонтные работы
Одним из основных этапов ремонта фасада является подготовительная работа. Это включает в себя очистку поверхности от грязи и мусора, удаление старой краски или штукатурки, а также оценку состояния фасада и выявление возможных дефектов. После этого приступают к ремонту поврежденных участков и установке необходимых защитных или укрепительных элементов. Важной частью подготовительных работ является также выбор и закупка материалов, необходимых для проведения основных этапов ремонта.
Вторым этапом является проведение основных ремонтных работ. Это может включать в себя покраску или штукатурку фасада, установку декоративных элементов, замену оконных и дверных блоков, а также восстановление или замену архитектурных деталей. Важно учесть, что при проведении ремонта фасада необходимо соблюдать все требования и нормативы в области безопасности и строительства.
Итак, в бюджете на 2024 год необходимо предусмотреть финансирование для подготовительных и основных ремонтных работ, а также для закупки необходимых строительных материалов. Только при достаточном и грамотно выделенном финансировании можно успешно реализовать ремонт фасадов зданий и обеспечить их сохранность и привлекательность.
Стоимость специального оборудования
При проведении ремонта фасада здания часто требуется использование специального оборудования, которое обеспечивает безопасность работников и эффективность выполнения задач. Оно может включать в себя такие элементы, как леса, подмости, специализированные лесозащитные конструкции и другие средства высотного доступа.
Однако следует учитывать, что стоимость специального оборудования может существенно варьироваться в зависимости от различных факторов. Во-первых, это зависит от типа оборудования. Например, цена на леса и подмости может зависеть от их материала изготовления, размеров и конструктивных особенностей. Стоимость специализированных лесозащитных конструкций будет зависеть от их сложности и функциональности.
Во-вторых, цена на специальное оборудование может зависеть от его бренда и качества. Как правило, известные и проверенные производители предлагают более дорогостоящие, но и более надежные и долговечные изделия. При выборе оборудования необходимо учитывать не только его стоимость, но и его качество, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работ.
Для составления бюджета на ремонт фасада зданий в 2024 году необходимо учитывать стоимость специального оборудования, которое понадобится для выполнения работ. Рекомендуется провести исследование рынка и получить предложения от нескольких поставщиков, чтобы выбрать наиболее выгодное предложение по соотношению цены и качества.
Учитываем запасы по-новому
С 2021 года запасы учитываются согласно ФСБУ 5/2019. Этот же стандарт используется при составлении бухгалтерской отчетности. Применение документа обязательно для всех коммерческих, некоммерческих организаций (исключение – бюджетные структуры). Могут не использовать ФСБУ 5/2019 микропредприятия, имеющие право вести упрощенный учет. Правда, эту норму они должны закрепить в учетной политике.
Если, допустим, деятельность компании была приостановлена в 2020, а теперь возобновлена, нужно перейти на новые правила учета запасов. Пренебрежение нормой имеет финансовые последствия. За работу по старым правилам бухучета можно получить серьезный штраф.
Как отразить в отчетности переход на ФСБУ 5/2019 в отношении запасов? Варианта два: ретроспективный и перспективный. В первом случае в отчетах за 2021 год пересчитываются входные данные, в межотчетный период делаются корректировки, разница между данными в отчетности за прошлый год и текущий год раскрывается в учетной политике. Зачем так сложно? Чтобы получить сопоставимые показатели по запасам на конец и начало отчетного периода.
Перспективное отражение перехода в отчетности исключает пересчет показателей на начало текущего года. ФСБУ 5/2019 применяется только к тем запасам, которые приобретены после его вступления в силу.
Определяем коды КОСГУ
Действующее законодательство требует учитывать стройматериалы по подстатье 344, а хозяйственные – по подстатье 346 КОСГУ. Об особенностях применения кодов Минфин рассказал в разъяснениях к Порядку, утвержденному приказом №209н от 29.11.2017. Если коротко, выбор кода определяется целью приобретения материального запаса.
Приведем пример. Компания закупила светодиодные лампочки. Согласно разъяснениям Минфина, отражать их в учете можно под одним из трех кодов КОСГУ:
· 346, если лампочки куплены для решения задач, не связанных со строительством и ремонтом;
· 347, если материалы приобретены для выполнения строительно-монтажных работ, которые связаны с капиталовложениями;
· 344, если лампочки будут использоваться для работ, не связанных с капиталовложениями.
Согласно Инструкции №157н, светодиодные лампы могут отражаться на счете 105 36 в качестве прочих материальных запасов и на счете 105 34 в качестве стройматериалов.
Как избежать путаницы и проблем с налоговой при проверке отчетности? Закрепите в учетной политике способ учета приобретенных МПЗ с отсылкой к цели их использования.
1. Участником программы могут стать:
Владельцы многоквартирных домов (МКД), находящихся в границах установленных территорий.
2. Перечень работ по утеплению фасадов:
Программа фонда капитального ремонта предусматривает проведение следующих работ:
- Диагностика состояния фасада и составление технического задания.
- Замена или ремонт отдельных элементов фасада: оконных и дверных проемов, балконов и лоджий.
- Утепление стен фасада с использованием современных энергосберегающих материалов.
- Выполнение отделочных работ после утепления.
3. Порядок подачи заявки:
Для участия в программе необходимо:
- Согласовать список необходимых работ с управляющей компанией или ТСЖ.
- Подать заявку в фонд капитального ремонта.
- Предоставить все необходимые документы: акт обследования фасада, протокол общего собрания собственников помещений, согласие на проведение работ.
- Пройти проверку и оценку состояния объекта утепления со стороны фонда.
- Получить согласие на участие в программе и заключить договор.
Капитальный или текущий ремонт: отличия
Для объектов капитального строительства понятие “капитальный ремонт” установлено п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ:
капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Мы видим, что под капитальным ремонтом в данном случае понимается не только замена строительных конструкций (прим.: имеется ввиду замена строительных конструкций, которые не являются несущими), но также их элементов! Забегая вперед отметим, что это имеет существенное значение для классификации ремонтных работ заказчиком!
“Строительная конструкция” и ее “элемент” — в чем разница? Федеральный закон от 30 декабря 2009 г № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” в п. 24 ч. 2 ст. 2 дает следующее определение:
строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Аналогичное определение содержится в ГОСТ 21.501-2018. Указанным ГОСТ также дано понятие “элемента строительной конструкции”. Под ним понимается “составная часть сборной или монолитной конструкции”. Вот и все! Теперь попробуйте определить, в каком случае ремонт будет “текущим”, а в каком “капитальным”?
Примеры из практики
Замена межкомнатной перегородки в здании — это ремонт “текущий” или “капитальный”? Очевидно, что капитальный, так как такая перегородка выполняет ограждающие функции и при этом не является несущей строительной конструкцией. А если сметой работ предусмотрено лишь снос межкомнатной перегородки и отделка помещения после сноса (т.е. замена и восстановление строительной конструкции не проводится вовсе), то в данном случае ремонт перестает быть капитальным? В такой ситуации можно спорить и приводить аргументы до бесконечности.
Еще один пример: входной дверной блок в школьный корпус — это строительная конструкция? Предположим, что нет, т.к. дверной блок не является частью самого здания и, соответственно, не может выступать его строительной конструкцией. При этом, надеемся, что читатель не будет спорить с нами по вопросу о том, что дверной блок является элементом стены? Стена — это строительная конструкция самого здания. Согласно ГрК РФ замена не только строительных конструкций, но и их элементов отнесено к капитальному ремонту (см. выше). Поэтому мы всегда считаем замену дверных и оконных блоков капитальным ремонтом, а не текущим.
Однако, не стоит “перегибать палку”. В частности, один из заказчиков нам начал утверждать, что замена выключателей и розеток также следует относить к капитальному ремонту здания, т.к. выключатели и розетки являются элементами сети электроснабжения здания, а замена сетей и их элементов, также относится к капитальному ремонту. Возможно, что в этих рассуждениях есть определенная логика, но здравый смысл подсказывает нам, что никакого капитального ремонта в данном случае нет.
Поэтому признаем, что четкого разделения работ на “капитальный” и “текущий” ремонт сегодня, к сожалению, нет. При определении вида работ нужно каждый раз смотреть смету заказчика, соотносить ее с видом объекта капитального строительства. При этом одно всегда остается неизменным: смета на текущий ремонт не может содержать в себе работы по капитальному ремонту, а вот смета на капитальный ремонт может содержать в себе работы по текущему ремонту.
Для сведения читателя также приведем понятие текущего ремонта. Оно содержится в п. 3.8 МДС 81-35.2004, утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1:
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Учет текущего ремонта
Сначала о ремонте текущем. На основании ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, в процессе их эксплуатации должен проводиться текущий ремонт.
Текущий ремонт зданий, сооружений проводится для того, чтобы обеспечить их надлежащее техническое состояние.
Согласно п. 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР № 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их частей и инженерного оборудования от преждевременного износа. Для этого должны проводиться профилактические мероприятия и устранение мелких повреждений и неисправностей.
В Приложении 3 к Постановлению Госстроя СССР № 279 можно найти перечень текущих ремонтных работ. В него, например, входит:
- ремонт отмостки вокруг здания с восстановлением до 20% общей площади отмостки;
- расшивка раствором мелких трещин в кирпичных стенах;
- антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций;
- смена неисправных оконных и дверных приборов;
- окраска помещений и отдельных конструкций.
Текущий ремонт объектов основных средств учреждения может быть выполнен как силами учреждения, так и в рамках договора подряда.
Незначительные текущие ремонтные работы могут в учреждении проводиться своими силами. Если в штате имеется рабочий по обслуживанию здания, то для проведения мелкого текущего ремонта не требуется заключение дополнительного гражданско-правового договора, так как работник получает заработную плату. В этом случае для ремонта могут понадобиться только расходные строительные материалы.
Заключая договор на приобретение строительных материалов необходимо руководствоваться федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Порядок изменения стоимости ОС
Из изложенного выше следует, что для применения новых положений учреждению необходимо выполнить несколько действий:
Шаг 1: определить перечень групп основных средств, ремонт которых приводит к изменению их стоимости.
Шаг 2: закрепить перечень в своей учетной политике.
Шаг 3: при проведении ремонта объекта, входящего в перечень следует принять решение, удовлетворяют ли заменяемые части определению актива.
Кто в учреждении имеет право принимать необходимые решения? Постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов.
Если все условия соблюдены, то стоимость инвентарного объекта следует уменьшить на стоимость заменяемой (выбывшей) части. Определять ее надо руководствуясь положениями СГС «Основные средства» о прекращении признания (выбытия из бухгалтерского учета) объектов ОС с последующим отнесением на финансовый результат текущего года, вне зависимости от того амортизировалась ли эта часть объекта основных средств отдельно или нет (п.п. 27, 50 СГС «Основные средства»). Обратите внимание на еще одно обязательное условие – наличие документального подтверждения стоимостных оценок по выбывающему объекту (п. 6 Письма Минфина РФ от 15 декабря 2017 г. № 02-07-07/84237).
Когда определить остаточную стоимость замененной части объекта основных средств не представляется возможным, эту величину можно признать равной затратам на замену составной части (п. 50 СГС «Основные средства»).
Капитальный или текущий ремонт: отличия
Для объектов капитального строительства понятие “капитальный ремонт” установлено п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ:
капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Мы видим, что под капитальным ремонтом в данном случае понимается не только замена строительных конструкций (прим.: имеется ввиду замена строительных конструкций, которые не являются несущими), но также их элементов! Забегая вперед отметим, что это имеет существенное значение для классификации ремонтных работ заказчиком!
Демонтаж кровли косгу
Если контрагент – юридическое лицо реорганизован в течение финансового года, до конца этого года применяется тот же код КОСГУ, что и в начале расчетов. Со следующего финансового года при расчетах с этим контрагентом применяется код КОСГУ в соответствии с той группой лиц, к которой он относится после реорганизации. Это правило касается статей 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730, 830 КОСГУ (п. 7.1 Порядка № 209н). Ранее аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 27.12.2023 № 02-08-10/103065.
С 2023 года по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ отражаются только расходы на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды (п. 10.1.3 Порядка № 209н). Пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС РФ, из описания подстатьи 213 исключены, поскольку их будет перечислять сам фонд. Социальное пособие на погребение учреждение-работодатель должно выплачивать по подстатье 265 КОСГУ (п. 10.6.5 Порядка № 209н). Дополнительные выходные дни в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами оплачиваются по подстатье 266 КОСГУ (10.6.6 Порядка № 209н).
Неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352, с неопределенным сроком – по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н). В прежней редакции Порядка № 209н было наоборот: по подстатье 352 КОСГУ предполагался учет неисключительных прав с неопределенным сроком, а по подстатье 353 – с определенным. Однако соответствующие пункты Порядка № 209н скорректированы.
Наиболее важные изменения в применении КОСГУ связаны с переходом всех регионов на прямые выплаты пособий ФСС РФ, а также с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2023 № 181н.
Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами, иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, необходимо оплачивать по подстатье 226 КОСГУ. В этой части п. 10.2.6 Порядка № 209н оставлен без изменений. Ранее планировалось, что для этих целей будут применяться подстатьи 352, 353 КОСГУ.
Учет расходов на текущий и капитальный ремонт в учреждениях госсектора
Заключая договор на приобретение строительных материалов необходимо руководствоваться федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Важно знать, что вопросы квалификации работ в качестве капремонта или текущего ремонта не относятся к компетенции бухгалтерии. Задача бухгалтера правильно применить КБК только после получения заключения технических специалистов о виде запланированных строительных работ.
В соответствии с п. 116 Инструкции № 157н передача материальных запасов подрядчику осуществляется на основании Требования-накладной ф. 0504204. Передаваемые материалы не списываются с балансового учета. Одновременно их передача отражается на соответствующих забалансовых счетах. Учет материальных запасов, переданных подрядчику, может быть организован на специально предусмотренном учетной политикой учреждения забалансовом счете или на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Это нужно указать в учетной политике.
- ремонт отмостки вокруг здания с восстановлением до 20% общей площади отмостки;
- расшивка раствором мелких трещин в кирпичных стенах;
- антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций;
- смена неисправных оконных и дверных приборов;
- окраска помещений и отдельных конструкций.
Согласно п. 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР № 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их частей и инженерного оборудования от преждевременного износа. Для этого должны проводиться профилактические мероприятия и устранение мелких повреждений и неисправностей.
3. В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
На какую статью КОСГУ с 2022 года следует относить затраты по сносу и демонтажу зданий и сооружений при подготовке проекта бюджета на 2022 год (снос и демонтаж производятся не в целях капитальных вложений, отнесены на код видов расходов 244)
В настоящее время порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) регулируется разделом V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н). С 01.01.2022 порядок применения КОСГУ выделен в отдельный нормативный акт — Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2022 N 209н (далее — Порядок N 209н).
В соответствии с положениями пп. 10.2.6 и 10.2.8 п. 10 Порядка N 209н расходы, связанные с оплатой демонтажных работ (в частности, снос строений), фигурируют как в описании подстатьи 226 «Прочие работы услуги» КОСГУ, так и в описании кода 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.