Паспорт сделки при импорте
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспорт сделки при импорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СПД обязаны заполнять и направлять в соответствующие учреждения резиденты РФ при импорте товаров на сумму 3 млн рублей и выше, а также при экспортных операциях с суммой платежей от 6 млн рублей. Заключенный контракт в этом случае обязательно ставится на учет в соответствующую кредитную организацию, при этом предоставлять его необязательно.
Когда и как переоформить ПС
При переоформлении паспорта сделки сохраняется его номер и все реквизиты, которых не коснулись изменения (Пункт 8.7 Инструкции). Переоформить ПС нужно (Пункты 8.1, 8.4 Инструкции):
(если) вносятся изменения (дополнения) в контракт, которые затрагивают сведения, отраженные в ПС, а также если изменяется информация, указанная в самом паспорте, — не позднее 15 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений;
(если) необходимо указать иную дату завершения исполнения обязательства (когда контракт пролонгируется без подписания допсоглашений и внесения изменений) — в течение 15 рабочих дней с даты завершения исполнения обязательства, указанной в паспорте сделки;
(если) изменяются сведения о вашей организации — не позднее 30 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Для внесения изменений вам нужно подать в банк заявление о переоформлении ПС и документы, их подтверждающие. Форма бланка заявления Инструкцией не определена. В ней указаны только сведения, которые заявление должно содержать (Пункт 8.2 Инструкции). Если банк не предоставит вам свои шаблоны, то вы можете составить его в произвольной форме, следуя Инструкции.
Если переоформление связано с изменением даты завершения исполнения обязательства, то нужно подать в банк заявление на переоформление с указанием в нем новой даты.
Резиденты и нерезиденты
Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:
1. Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.
2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.
5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:
1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.
2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Товарные документы для банка
Товарные документы представляются в банк по сделкам, по которым банк должен произвести транзакцию (например, списание средств по инкассо) после получения подтверждения о том, что получатель средств выполнил свою часть требований по контракту (например, поставил товар). В таких случаях документы на перемещение товаров по контракту будут входить в пакет документов, представляемых в банк.
Перечень документов устанавливается банком и сторонами контракта по каждой сделке. То, что оплата обусловлена, — прописывается в контракте.
Несмотря на то что банк как агент валютного контроля выполняет проверки и по таким сделкам и документам, в общем случае товарная документация анализируется в целях валютного контроля по несколько иной схеме. В частности, банки взаимодействуют с органами ФТС.
Изменения в валютном регулировании и валютном контроле
С 5 июня 2012 года вступили в силу изменения в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), которые были внесены Федеральным законом от 06.12.2011 № 406-ФЗ . Прежде всего, речь идет об изменениях, касающиеся репатриации резидентами иностранной валюты, валюты РФ и паспорта сделки (ПС).
В соответствии с новой редакцией части статьи 19 Закона № 173-ФЗ , резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:
1. Об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
2. Об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
Такая информация должна отражаться уполномоченными банками в Ведомости банковского контроля по Паспорту сделки. Порядок представления информации и последующего ее отражения банками в ведомостях банковского контроля должен был установить ЦБ РФ.
Изменение было введено с целью пресечения одной из самых применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Напомним, что в соответствии с международными правовыми нормами срок исполнения договора во внешнеторговых контрактах может определяться как указанием на фиксированную дату, так и наступлением определенного события. Например, «Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров » (далее — Конвенция), заключенная в Вене 11.04.1980 позволяет участникам внешнеторгового оборота определять срок исполнения договора различными способами. В статье 33 Конвенции указано, что товары по договору должны быть поставлены либо в срок, указанный в договоре, либо в течение определенного периода времени, либо в разумный срок после заключения договора. Кроме того, согласно статьям 47 и 63 Конвенции как продавец, так и покупатель вправе в одностороннем порядке установить для другой стороны договора дополнительный срок для исполнения обязательств, если обязательства не исполнены в срок.
Суть схемы вывода валюты за рубеж была проста: заключается внешнеторговый контракт с авансовой формой расчетов, в котором не оговорены условия поставки товара и возврата авансового платежа нерезидентом в случае непоставки товара, невыполнения работ, неоказания услуг, непередачи результатов интеллектуальной деятельности. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами, т. е. конкретная дата исполнения обязательств не определена. Эта схема обеспечивала безвозвратный вывод денежных средств. При этом у агентов валютного контроля не было оснований для фиксирования нарушения статьи 19 Закона № 173-ФЗ , в которой ранее было указано, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить возврат авансового платежа при невыполнении нерезидентом своих обязательств. Поскольку рассматриваемые сроки отсутствовали, у резидента не было обязанности обеспечить возврат денежных средств. Изменение призвано устранить «бессрочные» внешнеторговые контракты и обязывает резидентов указывать максимальный срок получения экспортной выручки или товара/оказания им услуг вне зависимости от того, что оговорено или не оговорено во внешнеторговом договоре.
При выявлении нарушений уполномоченные банки (как агенты валютного контроля) обязаны передавать ведомости банковского контроля органу валютного контроля — ЦБ РФ. Последний уже имеет право применять санкции к нарушителям валютного законодательства.
Впрочем, у нововведений была еще одна цель — упрощение документооборота. Представление указанной информации освобождало резидентов от обязанности переоформлять паспорт сделки, если в ходе исполнения внешнеторгового контракта изменились какие-либо его условия, указанные в паспорте. В подобных случаях инструктивными материалами было предписано делать переоформление паспорта сделки.
Инструкция касается нерезидентов и резидентов, являющихся юрлицами (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка). Она не распространяется на валютные операции по счетам, открытым в ЦБР, на случаи частичной передачи резидентом своих прав по кредитному договору, по которому оформлен ПС, путем уступки требования другому лицу, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций.
В новой инструкции особо оговаривается, что под ее действие кроме прочих подпадают физические лица, занимающиеся частной практикой, и не подпадают нерезиденты — физические лица.
Инструкция также определяет порядок хранения уполномоченным банком данных по операциям, проведенным резидентами и нерезидентами (глава 4), регламентирует осуществление уполномоченными банками контроля при представлении документов и информации (глава 10, 18, 19).
Рассмотрим нововведения детальнее.
Когда необходим паспорт сделки
Паспорта сделки оформляются при совершении валютных операций резидентов с нерезидентами. Это базовый документ, в котором содержатся сведения о внешнеэкономической сделке.
Оформление паспорта сделки необходимо в том случае, если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключённому между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки – осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.
Таким образом, наличие паспорта сделки обязательно:
-
в случае ввоза товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи информации, осуществления интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию России по внешнеторговым контрактам, заключаемыми резидентами с нерезидентами;
-
при вывозе товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче информации, осуществлении интеллектуальной деятельности) с территории РФ по валютным договорам;
-
в случае предоставления резидентами займов в инвалюте;
-
при выдаче займов в российских рублях нерезидентам;
-
в случае получения займов (кредитов) в инвалюте;
-
при получении займов (кредитов) в российских рублях от нерезидентов.
Паспорт сделки не оформляется при осуществлении валютных операций, осуществляемых по контракту или кредитному договору, заключенному:
- между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
- между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;
- между нерезидентом и Банком России, Правительством РФ, а также специально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим все виды валютных операций;
- между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США;
- между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США.
В каких случаях должен быть оформлен паспорт сделки?
Для заключения и исполнения внешнеэкономического контракта с участием резидентов России, сам по себе паспорт сделки не нужен, и часто о его оформлении просто забывают. Кроме того, упомянутая выше статья 15.25 КоАП РФ, для валютного контроля, правонарушением считает «нарушение установленных правил оформления паспортов сделок», а так же нарушение сроков хранения паспортов сделок и подтверждающих документов. Ни закон о валютном контроле, ни КоАП РФ не содержат правил оформления паспортов сделок, более того, таких правил не существует.
Это означает, что контролирующие органы располагают возможностью весьма широко трактовать, что такое «правила», что не освобождает их от обязанности доказывать событие нарушения.
Какими правилам руководствоваться?
Основное правило – паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (статье 20 Закона 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Часто задают вопрос: Нужно ли оформлять паспорт сделки по сделкам с Белоруссией, или с Казахстаном, Арменией, если расчеты в рублях?
К числу валютных операций относятся использование в расчетах между резидентами и нерезидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ч.9 ст.1 закона о валютном контроле). Именно по этому, расчеты по контрактам между российскими и Казахстанскими, Белорусскими, Армянскими компаниями имеют признаки валютных операций. А это значит, согласно ст.20 закона о валютном контроле, по таким операциям нужно оценивать необходимость оформления паспорта сделки. Существуют дополнительные критерии, которые определят, нужно ли составлять паспорт сделки. (подробнее читайте ниже)
По спорам о нарушениях при оформлении паспортов сдело к, требования мотивируются ссылками на Инструкцию Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». (Далее по тексту «Инструкция ЦБ»). В 2017 году в Инструкцию ЦБ внесены изменения — ред. от 25.04.2017.
Согласно Инструкции ЦБ паспорта сделок должны оформляться не только к внешнетроговым контрактам, но и к другим договорам резидентов РФ с иностранными партнерами, перечень видов которых приведен в тексте инструкции (глава 5). Так, помимо экспортно-импортных контрактов на товары, паспорта сделок оформляются: по контрактам на поставку товаров, используемых транспортными средствами во время их следования (горюче-смазочные материалы, продукты, материально производственные запасы и т.д.), договоры по сделкам с российской и зарубежной недвижимостью, а так же с движимым имуществом, договоры с иностранными партнерами на оказание услуг, выполнение работ, кредитные договоры, договоры займа, и соответственно, по операциям при выполнении кредитных договоров и договора займа (получение кредита, возврат и т.д.).
Коммерсантам важно учесть, что паспорт сделки оформляется и в случае совершения вышеуказанных договоров на основании посреднических договоров (агентских, комиссии).
Для оформления паспорта сделки не имеет значения, как называется сделка с иностранцем – договор, контракт, соглашение, предварительный договор, или предложение о заключении договора. Достаточно, что документ содержит все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенного между резидентами и нерезидентами (проект договора, контракта, соглашения), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов РФ, открытые в уполномоченных банках на территории РФ, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах.
При выполнении этих условий придется готовить паспорт сделки.
Второе правило (признак) – паспорт сделки обязательно составляется при сумме сделки, в эквиваленте, более 50 000 долларов США .
Это означает, что даже при расчетах с иностранцами в рублях, придется составлять паспорт сделки, если сумма сделки превышает указанную.
Вывод: Паспорт сделки должен быть подготовлен по сделкам между резидентами РФ и нерезидентами на сумму свыше 50 000 долларов США, предполагающих совершение валютных операций. (например, расчеты).
Какие документы представляют вместе с паспортом сделки
Список документов, прилагаемых к паспорту сделки изложен в п.6.6 Инструкции ЦБ:
6.6.1. один экземпляр формы ПС (форма 1 и (или) форма 2), заполненной в порядке, приведенном в приложении 4 к настоящей Инструкции;
6.6.2. контракт (кредитный договор), указанный в главе 5 настоящей Инструкции, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления ПС, а также информацию об условиях расчетов по контракту;
6.6.3. иные документы и информацию с учетом требований настоящей Инструкции, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС, в том числе сведения о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору (при ее наличии на дату, предшествующую дате оформления ПС);
6.6.4. уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада), принятое налоговым органом по месту учета резидента об открытии счета, об изменении реквизитов счета (вклада), о наличии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, — в случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте.
Типичной, массовой ошибкой при оформлении валютных операций является не внесение изменений в паспорта сделки (не переоформление паспорта сделки) при изменении иной информации в паспорте сделки, помимо контракта. Как правило, при изменении контракта о паспорте сделки вспоминают.
Однако, как сказано выше, ч.6 ст.15.25 КоАП РФ признает нарушением «нарушение установленных правил оформления паспортов сделок». А согласно п. 8.1 Инструкции ЦБ:
При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.
Установленная ЦБ форма паспорта сделки (Приложение к Инструкции ЦБ) содержит сведения:
- Сведения о резиденте РФ: Наименование, Адрес, ОГРН, ИНН
- Сведения о не резидентах: Наименование, Страна
- Сведения о контракте
Как правило, особенно при длящихся контрактах, резиденты успевают изменить сведения об адресе, КПП, реже – наименование, меняются сведения о контракте.
Каждое из перечисленных сведений вносится в паспорт сделки и при изменении параметра паспорт сделки должен быть переоформлен.
Согласно Инструкции ЦБ, в случае изменения сведений о резиденте в ЕГРЮЛ (например об адресе), заявление на переоформление должно быть подано в рок не позже 30 дней с даты внесения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) соответствующих изменений.
Документы для импорта по «белой», «серой» и «черной» схемам
Если документы для импорта товаров составляются по «белой» схеме, то все идет строго в соответствии с «буквой Закона»: честно указывается цена, товарные коды ТН ВЭД и прочие сведения о грузе. Такая схема считается самой безопасной, но, как правило, она наиболее дорогостоящая.
«Черная» схема предусматривает целенаправленное нарушение Закона, которое проявляется в следующем: на таможне вместо одного (реально ввозимого) товара оформляется совершенно другой (например, в документах числятся игрушки, а на самом деле импортируется медицинское оборудование), указывается заниженный вес товара, даются взятки, чтобы таможенники «не заметили» контрабандный товар. Конечно, в этом случае таможенное оформление становится намного дешевле (иногда в 10 раз!), но не стоит забывать, что это является нарушением Закона РФ, а любое преступление может быть обнаружено.
Используя «серые» схемы, импортер оптимизирует затраты, но не преступает за рамки Закона. В этом случае в роли импортера-покупателя выступает не заказчик, а логистическая компания. Когда груз пройдет процедуру таможенного досмотра и будет доставлен на территорию страны, заказчик получает товар на основании договора поставки, заключенного между компаниями-соотечественниками.
Документы для импорта товаров включают в свой перечень декларации, которые чаще всего используют для осуществления «серых» схем, указывая в них заниженную стоимость груза. Такой ход позволяет сократить расходы на оплату таможенной пошлины. Ощутимая разница наблюдается, если дело касается промышленных поставок или ввоза дорогих электроприборов. Цена может быть занижена несколькими путями, включая договоренность с экспортером, который потом получает разницу по переводу или наличными (такую схему частенько используют при поставках из Китая).
Смысл «серой» схемы состоит в том, что документы для импорта товаров оформляются при безопасной оптимизации расходов. Такой прием чаще всего используют предприниматели с целью сохранения конкурентоспособности цен на свой товар.
Если бизнесмены отдают предпочтение работе по «черной» схеме, то им могут грозить весьма серьезные обвинения:
-
по статье 188 УК РФ (контрабанда), в которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 12 лет;
-
по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных сборов), в которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет;
-
по статье 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака) с наказанием в виде лишения свободы до шести лет.
Срок лишения свободы может быть увеличен путем сложения и составить 20 лет, если следственные органы смогут собрать доказательства нарушения нескольких статей Уголовного Кодекса РФ.
Можно, конечно, избежать заключения и отделаться штрафом, но и в этом случае расходы будут просто огромными. Причем использование черных схем чревато своими последствиями не только для владельца груза, но и для перевозчика. Поэтому их почти не практикуют.
Наибольшей популярностью пользуются «серые» схемы прохождения таможенного оформления. Специалисты-аналитики имеют разные мнения на этот счет, но большинство из них согласны с тем, что 70–80 % китайской продукции, импортируемой в Россию, ввозится по «серым» схемам. В этом случае, документы для импорта товаров оформляет логистическая компания и заказчик не тратит на это время и силы. Задержка груза на таможне, штрафы и другие неприятности у участников сделки не возникнут, потому что товар ввозится на законных основаниях. Кроме этого, с налоговыми органами тоже проблем, как правило, не бывает, так как заказчик получает на руки и копию декларации, и закрывающие документы.
Несмотря на то, что «белые» схемы являются самыми безопасными, их популярность довольно низка по двум причинам:
-
Очень сильно увеличивается себестоимость товара. Довольно часто начинающие предприниматели, маленькие фирмы, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, просто не в состоянии оплатить таможенные сборы и другие платежи, связанные с оформлением документов, в полном объеме.
-
Во время таможенного оформления необходимо преодолеть множество бюрократических «преград». Для того чтобы груз мог пересечь границу, документы для импорта товаров должны включать уставные, налоговые, банковские и внешнеторговые, спецификацию, инвойс, техническое описание продукции, сертификаты и т. д.
Грамотное оформление такого объема документации под силу только профессионалу, знающему все нюансы внешней торговли. Естественно, заказчик груза вынужден обращаться к подобным специалистам, а их услуги стоят недешево.
Именно поэтому «белая» схема чаще всего используется компаниями крупного и среднего уровня, достигшими финансовой стабильности. Кроме того, по «белым» схемам работают компании, заключившие договоры с крупными «сетевиками» или действующие на основании заключенного государственного контракта.
Для подготовки документов для импорта товаров организации нуждаются в большом объеме информации о рынке, которой у них часто нет. А принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И профессионалы информационно-аналитической компания «VVS» предоставят вам такую возможность.
Наша компания является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.
Наибольший авторитет компания завоевала в следующих отраслях:
-
коммерческий транспорт и спецтехника;
-
стекольная промышленность;
-
химическая и нефтехимическая промышленность;
-
строительные материалы;
-
медицинское оборудование;
-
пищевая промышленность;
-
производство кормов для животных;
- электротехника и другие.
Внешнеторговый контракт
Контракт по импортной поставке – это основополагающий документ и юридическая база международной поставки. По нему стороны берут на себя определенные обязательства: сторона-экспортер – поставить конкретный товар за определенный срок, а сторона-импортер – принять и оплатить за товар сумму по договору.
Кроме сторон, которые заключают контракт на поставку товаров, документ будет рассмотрен еще банком, таможенными органами, а возможно и налоговой.
Банку контракт попадет при переводе денежных средств за рубеж. Так как финансово-кредитный орган отвечает за валютный контроль, деньги не будут отправлены до тех пор, пока контракт не будет соответствовать всем требованиям банка.
Таможня не выпустит товар, если заметит расхождение между фактическими данными груза и информацией о нём в контракте (приложениях к нему). Кроме этого таможенные органы посчитают подозрительным «шаблонный контракт».
При составлении контракта стороны придерживаются правил заключения международных договоров. Например, такие, как:
-
Венскую Конвенцию «О международных договорах купли-продажи» (от 1986 г);
-
«Инкотермс» – международные правила толкования определений при заключении внешнеторговых контрактов.
Что такое телекс релиз и когда он может заменить коносамент?
Телекс релиз – это официальное уведомление по внутренним каналам контейнерной линии, которое подтверждает право получение груза без предъявления оригиналов коносамента.
Для отправки телекс-релиза необходимо:
-
Грузоотправителю сдать все или один оригинал коносамента транспортной компании, которая их выпустила. Заплатить сбор за оформление телекса (примерно 30-50 долларов).
-
Судоходной линии – отправить агенту в порту выгрузки сообщение (телекс релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены и релиз может быть выдан грузополучателю при условии получения линией всех платежей.
-
Грузополучателю получить груз без предоставления оригиналов Bill of lading.
Документы импорта
Перечень документов, предъявляемых участником ВЭД к таможенному оформлению при импорте
Для производства таможенного оформления товаров и грузов и проведения таможенного контроля лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ (таможенного союза) обязаны представлять таможенным органам документы и сведения о перемещаемом товаре.
Конкретный перечень документов, необходимый для таможенного оформления, зависит от направления (ввоз или вывоз), цели перемещения товара через таможенную границу, условий перевозки, формы расчетов между партнерами, выбранного таможенного режима, а также кода товара по ТН ВЭД и связанных с ним ограничений.
Ниже приводится типовой перечень используемых для таможенного оформления документов:
1. Паспорт сделки (копия, заверенная печатью банка)
2. Контракт о заключении внешнеэкономической сделки, в том числе:
— Генеральная спецификация к контракту на полную сумму;
— Спецификация на поставку;
— Приложения к контракту о продлении, изменении суммы и т.д.
(Все документы — копии, заверенные печатью организации.)
3. Товаро-сопроводительные документы:
— Счет-фактура (Инвойс);
— Упаковочный лист.
(Все документы — оригиналы)
4. Транспортные документы:
— Коносамент (расписка капитана) — при транспортировке груза морским транспортом;
— Международная автомобильная накладная (CMR) – при транспортировке груза автомобильным транспортом;
— Товарно-транспортная накладная (внутрироссийская) — иногда используется при перемещении товара в пределах стран СНГ вместо CMR.
— Авианакладная — при транспортировке груза авиационным транспортом
— Железнодорожная накладная — при транспортировке груза железнодорожным транспортом.
(Все документы – оригиналы, предоставляются перевозчиком)
5. Документы контроля за доставкой товара:
— Документ контроля за доставкой (ДКД);
— Книжка МДП (CARNET TIR).
(Все документы – оригиналы, предоставляются перевозчиком)
6. Документы, предъявляемые при контроле ввозимых товаров со стороны других государственных органов (кроме таможенных):
— Лицензия Министерства торговли РФ — если товар подлежит лицензированию;
— Разрешение органов внутренних дел — при ввозе оружия не военного назначения;
— Разрешение органов Министерства сельского хозяйства- при ввозе продукции растительного и животного происхождения (фитосанитарный и ветеринарный контроль);
— Разрешение учреждений Министерства здравоохранения — при ввозе лекарственных средств;
— Разрешение органов Министерства связи — при ввозе радиоэлектронных средств связи и высокочастотных устройств;
— Сертификат соответствия товара (в случае необходимости);
— Декларация соответствия;
— Свидетельство о государственной регистрации;
и т. д.
(Какие документы нужны, определяется по коду ТН ВЭД товара)
7. Сертификат происхождения товара:
— по форме «А»;
— по форме «СТ-1».
Эти документы удостоверяют страну происхождения товаров.
Для стран, пользующихся национальной системой преференций РФ предусматривают полное или частичное освобождение от уплаты таможенной пошлины.
8. Документы, подтверждающие расчеты между продавцом и покупателем товара ( если предусмотрена предоплата).
9. Документы, подтверждающие расходы по транспортировке и страхованию товара, иные расходы.
Предоставляются в зависимости от предусмотренных условий поставки.
10. Документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров.
В ряде случаев перечисленных выше документов недостаточно для определения таможенной стоимости товаров, являющейся основой для начисления таможенных платежей. В таких случаях таможенные органы могут запросить следующие документы:
1. Экспортная декларация отправителя;
2. Прайс-лист или коммерческое предложение продавца, оригинал заверен изготовителем (продавцом), заверенный (ое) торгово-промышленной палатой страны отправления.
3. Оплата по контракту, либо подтверждение оплаты предыдущих поставок.
4. Бухгалтерские документы о постановке на баланс и реализации товаров из предыдущих поставок:
— выписки со счетов;
— договора реализации;
— счета-фактуры;
— товарно-транспортные накладные;
— калькуляция себестоимости;
— выписка из банка, подтверждающая поступление средств после продажи.
5. Подтверждение оплаты транспортных расходов;
6. Калькуляция изготовителя, с документальным подтверждением всех статей расходов указанных в калькуляции.
Документы экспорта
Перечень документов, предъявляемых участником ВЭД к таможенному оформлению при экспорте
1. Паспорт сделки (копия, заверенная печатью банка);
2. Контракт о заключении внешнеэкономической сделки, в том числе:
— Генеральная спецификация к контракту на полную сумму;
— Спецификация на поставку;
— Приложения к контракту о продлении, изменении суммы и т.д.
(Все документы — копии, заверенные печатью организации.)
3. Товаро-сопроводительные документы:
— Счет-фактура (Инвойс) – 6 шт.;
— Упаковочный лист -2-3 шт.;
(Все документы — оригиналы)
4. Транспортные документы:
При отправке автомобильным транспортом:
— Международная транспортная накладная (CMR) или товарно-транспортная накладная (ТТН) 6-12 шт. по согласованию;
— Книжка МДП (CARNET TIR) и свидетельство о допущении транспортного средства к международным перевозкам;
При отправке ж/д, морским или авиа транспортом:
— Железнодорожная или авиа накладная, коносамент;
(все документы – оригиналы, заполняются отправителем или декларантом в процессе таможенного оформления)
5. Документы, подтверждающие право владения грузом:
— договор купли-продажи;
— счета-фактуры;
— товарно-транспортные накладные;
— документы, подтверждающие факт оплаты;
— ГТД (если товар иностранного происхождения).
(Все документы – копии, заверенные печатью организации).
6. Документы, предъявляемые при контроле вывозимых товаров со стороны других государственных органов (кроме таможенных):
— Лицензия МЭРТ на вывоз;
— Разрешения на вывоз МО, ФСБ, ФАПРИД, министерства здравоохранения, министерства культуры, министерство природных ресурсов и других специальных ведомств;
— Сертификаты на вывоз: ветеринарный, фитосанитарный;
— Экспертные заключения (документы, подтверждающие, что товар не подлежит экспортному контролю, выданные компетентными органами).
(Какие документы нужны определяется по коду ТН ВЭД товара)
7. Другие документы, предъявляемые при таможенном оформлении вывозимых товаров:
— Калькуляция себестоимости (по запросу таможенных органов);
— Транспортный договор, документы, подтверждающие транспортные расходы (если того требуют условия поставки);
— Страховой полис (если по договору предусмотрено страхование груза);
— Описание товара (для определения или подтверждения кода ТН ВЭД).