Бакалавриат аспирантура и магистратура в чем разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бакалавриат аспирантура и магистратура в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Следующий после бакалавриата уровень образования. Магистратура нужна, чтобы углубить полученные в бакалавриате знания по выбранному направлению, дополнить их практическими навыками и подготовить студентов к научной работе. Поэтому все специальности бакалавриата «дублируются» в магистратуре – их коды совпадают, за исключением шифра, обозначающего уровень образования. Например, в бакалавриате есть направление «Картография и геоинформатика» 05.03.03. В магистратуре ему соответствует одноименное, но с кодом 05.04.03 (вторая группа цифр – это указание на уровень высшего образования, в этом конкретном случае – магистратуру).
Учиться в магистратуре 2 года, на очно-заочных и заочных программах (их немного, и они есть не на всех направлениях) – на 3–6 месяцев дольше. Выпускники получают диплом с квалификацией «магистр».
Уровни образования и даны в карате
Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?
Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.
Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.
Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.
Где можно получить высшее образование
По статистическим данным профессионалы с высшим образованием чаще получают престижные должности в топовых международных компаниях.
Перечень доступных учебных заведений:
- Институт – характеризуется научно-практической направленностью деятельности и подготовкой профессионалов, владеющих широким спектром компетенций, но ограниченным количеством направлений второй ступени высшего образования;
- Академия – отличается меньшим количеством учащихся в группах и специализированной направленностью обучения (например, медицинская юридическая, военная);
- Университет – универсальная учебная организация, объединяющая глубокое изучение теоретических и практических дисциплин, с возможностью поступления и обучения в магистратуре и аспирантуре по многим специальностям.
Это завершающая ступень высшего образования для тех, кто окончил бакалавриат. Она обязательна для бакалавров, которые планируют стать преподавателями вузов, учёными или госслужащими.
Поступить в магистратуру можно, сдав вступительные экзамены по профильным дисциплинам.
Учёба длится 2—2,5 года и позволяет углубить знания в конкретной области, получить навыки научно-исследовательской или педагогической деятельности. По окончании обучения выпускнику выдают диплом магистра, в котором указано направление подготовки: «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование» и т. п.
Чаще всего программы составлены так, чтобы студенты изучали материалы и занимались научной работой самостоятельно. Преподаватели здесь – не няньки, как это часто бывает на бакалавриате и специалитете, а проводники к экспертной информации и профессиональному миру. Также это первые соратники в научном труде, которые могут подсказать методологию, дать обратную связь, показать «вход» в научное сообщество.
Бакалавриат, магистратура, аспирантура: основные различия
- Бакалавриат: это первый уровень высшего образования, который длится обычно 4 года. В рамках бакалавриата студенты получают основные знания в выбранной области и получают диплом бакалавра после окончания программы. Бакалавриат предоставляет базовые знания и навыки, которые могут быть применены в реальной работе или продолжены на следующих уровнях образования.
- Магистратура: это второй уровень высшего образования, который следует за бакалавриатом и обычно длится 1-2 года. В рамках магистратуры студенты углубленно изучают свою специализацию и могут выбрать направление, которое наиболее соответствует их интересам и карьерным целям. После успешного завершения программы, студенты получают диплом магистра.
- Аспирантура: это третий уровень высшего образования, который следует за магистратурой и длится обычно 3 года. Аспирантура предназначена для тех, кто хочет профессионально заниматься научной работой и сделать вклад в развитие научных знаний в своей области. В рамках аспирантуры студенты проводят исследования, публикуют научные статьи и пишут диссертацию, которую защищают для получения степени кандидата наук.
Выбор между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой зависит от карьерных целей и интересов студента. Бакалавриат предоставляет базовые знания и может быть полезным при поиске работы после обучения. Магистратура дает более глубокие знания и специализацию, что может повысить шансы на получение высокооплачиваемой работы. Аспирантура предоставляет возможность для научных исследований и карьеры в сфере науки.
Магистратура: углубленное изучение специальности
В отличие от бакалавриата, где уровень обучения является более общим, программа магистратуры более узкая и фокусируется на конкретной области знаний. Магистратура предназначена для студентов, которые уже имеют базовые знания в выбранной области и хотят углубить их.
Основное отличие магистерской программы от бакалаврской – это больший акцент на исследовательскую работу и научную деятельность. В рамках магистратуры студенты часто выполняют научные проекты, пишут дипломные работы и участвуют в научных конференциях. Также в программе магистратуры может присутствовать практика или стажировка в специализированных организациях.
- Студенты, окончившие магистратуру, получают степень магистра, которая является более престижной и открывает дополнительные возможности для карьерного роста.
- Магистратура также может служить подготовкой к дальнейшей научной деятельности и поступлению в аспирантуру.
- Магистратура обычно имеет продолжительность от 1,5 до 2 лет, в зависимости от программы обучения и требований вуза.
Таким образом, магистратура предоставляет студентам возможность углубить свои знания и навыки в выбранной специальности, приобрести дополнительный теоретический и практический опыт, а также получить более высокую степень образования, открывающую новые перспективы в карьере и научной деятельности.
Требования к поступлению в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру
Поступление в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру требует выполнения определенных требований.
Бакалавриат:
Для поступления в бакалавриат необходимо иметь среднее образование, то есть успешно закончить школу или получить аттестат о среднем образовании. Также может потребоваться сдать вступительные экзамены по определенным предметам, в зависимости от университета и выбранной специальности.
Магистратура:
Для поступления в магистратуру необходимо иметь высшее образование, то есть успешно закончить бакалавриат или получить диплом о высшем образовании. Кроме того, часто требуется сдать вступительные экзамены, написать мотивационное письмо и пройти собеседование. В некоторых случаях также может быть необходимо иметь опыт работы или научные публикации в выбранной области.
Аспирантура:
Для поступления в аспирантуру необходимо иметь магистерскую степень или высшее образование с отличием. Требования могут варьироваться в зависимости от университета и выбранной программы. Обычно потенциальные аспиранты также должны представить исследовательский проект, рекомендательные письма и успешно пройти собеседование.
Таким образом, требования к поступлению в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру различаются и зависят от уровня образования и выбранной программы. Все три уровня требуют представления сведений о предыдущем образовании, выполнения вступительных экзаменов или других форм проверки знаний, а также представления мотивационного письма или исследовательского проекта.
Структура высшего образования в России
Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.
Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.
Ступень | Квалификация/ Степень |
Срок обучения | Требования для присвоения квалификации | Где можно продолжить обучение |
Высшее образование | ||||
Бакалавриат | Бакалавр | Не менее 4 лет | Госэкзамены и выпускная квалификационная работа | Магистратура |
Специалитет | Дипломированный специалист / Специалист | Не менее 5 лет | Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта | Магистратура или аспирантура |
Магистратура | Магистр | 2 года | Защита магистерской диссертации | Аспирантура |
Аспирантура
Адъюнктура |
Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) | Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) | Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации | Докторантура |
Подготовка научных кадров | ||||
Докторантура | Доктор наук | Не более 3 лет | Защита докторской диссертации |
Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.
Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?
Кто может претендовать на поступление?
Как уже отмечалось выше, чтобы поступить в магистратуру, требуется пройти обучение на уровне бакалавриата. Чтобы стать аспирантом, студент должен завершить магистратуру или быть выпускником специалитета. Также требуется успешно сдать экзамены и предоставить свои публикации в научных вестниках.
Аспирантура требует глубокого интереса к научной работе и стремления сделать вклад в академическое сообщество. Мотивация играет ключевую роль в упорстве и настойчивости в процессе исследований. Помимо этого для обучения в магистратуре и аспирантуре требуется следующее:
- высокая академическая успеваемость;
- исследовательский опыт, для чего требуется участие в проектах, публикациях, конференциях;
- рекомендации от опытных научных руководителей или профессоров, что может положительно повлиять на решение комиссии по приему;
- индивидуальный исследовательский проект;
- способность к анализу и критическому мышлению, поскольку для написания работы требуется уметь анализировать литературу, проводить оценку исследований и разрабатывать новые идеи.
Следует помнить, что критерии поступления могут различаться в зависимости от учебного заведения и выбранной программы. Поэтому рекомендуется внимательно изучить требования конкретного университета или института, в который вы планируете поступить, и готовиться соответствующим образом.
Преимущества аспирантуры
Аспирант после защиты диссертации может получить не только профессиональное образование, но и степень доцента, кандидата наук и звание доктора в разных сферах. В педагогической практике аспиранты после защиты квалификационной работы могут стать профессорами на кафедрах ВУЗа. Магистр имеет схожие преимущества:
- Выпускник также получает углублённые знания в области профильного образования.
- Магистр становится на шаг «умнее» и разборчивее в своей области изучения предмета.
- Магистратура ставит перед собой задачу дать практические навыки для студентов разных профилей – для специалистов и бакалавриата.
- Магистр также может работать педагогом в ВУЗе, но только в качестве старшего преподавателя или ассистента.
Учёба в аспирантуре длится не 2 года. В первые 3-5 лет студенты изучают минимум, который необходим для овладения степенью специализации в зависимости от формы и специальности по направлению профиля. Оставшиеся 2-3 года аспирант занимается исследовательской деятельностью. Дополнительно он сдаёт кандидатские минимумы каждый год, а это – английский язык, философия и история. Предметы могут отличаться, всё зависит от профиля студента.
Также участники образовательного процесса должны проходить ежегодную аттестацию по философии и предмету специальности. Эти отличия и есть между магистратурой и аспирантурой. Магистр не сдаёт никаких профилей, лишь сдаёт сессии и пишет магистерскую, которая не отличается от диплома бакалавра.
Магистратура и аспирантура – какая разница и что выбрать
Получить высшее образование можно несколькими путями. Но что лучше аспирантура или магистратура, в чем отличия разберем ниже.
Магистратура – это третий уровень образования, до нее идет специалитет и бакалавриат. О том стоит ли поступать на магистра и стоит ли это того спор идет уже очень давно. Сначала разберемся в сроках. Обучение длится всего лишь два года и за это время магистрант сможет сильно углубить свои знания в выбранной сфере.
В магистратуру поступают для работы в научных сферах, а также, если студент решил посвятить себя академической карьере. Сейчас появилось множество различных программ образования и будущим магистрам предоставляется огромный выбор.
Если специалист хочет продолжить свою дальнейшую деятельность в сферу преподавания, то ему просто жизненно необходимо поступить в аспирантуру и получить научную степень кандидата. Обучение длится три года: включает в себя множество различных лекций, семинаров и дает дополнительные встречи с научными руководителями. Этого времени аспирантам достаточно для подготовки диссертационной работы и сдачи ГИА.
Разница между аспирантурой и магистратурой заключается в следующем:
- Срок обучения в аспирантуре от трех до пяти лет, магистратура потребует всего лишь два года.
- После аспирантуры можно стать не только кандидатом наук, но и преподавать в высших учебных заведениях.
- После магистратуры поступление в докторантуру невозможно.
Что такое аспирантура?
Аспирантура представляет собой форму подготовки преподавательских и научных кадров. Аспирантура может быть учреждена как в высшем учебном заведении, так и при научно-исследовательском институте.
Зачисление в аспирантуру происходит на конкурсной основе: претендентам на обучение необходимо успешно сдать вступительные экзамены. По окончании обучения аспирант получает диплом с присвоением квалификации, а после защиты диссертации ему присуждается ученая степень «кандидат наук».
В аспирантуру поступают после магистратуры, а защитившийся аспирант получает возможность:
- заниматься преподавательской работой;
- посвятить себя исследовательской деятельности;
- претендовать на дальнейшее обучение в докторантуре и получение высшей ученой степени доктора наук.
Отличия аспирантуры от магистратуры
Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах.
Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу.
Продолжают учиться лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.
Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.
Чем отличается бакалавриат от специалитета? Основным отличием данных форм является длительность обучения. Также довольно важным аспектом является аспирантура. Бакалавриат не подразумевает возможностей поступления туда, в отличие от специалитета. Немаловажным фактором для тех, кто смотрит на более широкие перспективы, является распространение за рубежом.
Средний срок обучения — 4 года. Однако в некоторых вузах (а иногда в конкретных случаях – например, после получения младшего специалиста) длительность может быть изменена в меньшую или большую сторону.
После окончания имеется возможность поступления в магистратуру. Однако можно и сразу устраиваться на работу в заведения, требующие высшего образования. Бакалавр при желании способен защитить кандидатскую.
Но это довольно трудно сделать без прохождения аспирантуры. В нее берут по окончании магистратуры.
Магистратура – система подготовки в вузах специалистов наивысшего уровня. Во время подготовки, такие специалисты работают по обязательным программам обучения, имея право выбора общего образовательного направления и углубленного изучения отдельных дисциплин из сферы специализации.
Человек, получивший диплом магистра (срок обучения – 2 года) имеет право заняться практической работой, если та соответствует полученной им специальности. Кроме того, магистр может осуществлять преподавательскую работу в средних учебных заведениях. Кроме того, магистры имеют право претендовать на обучение в аспирантуре.
Магистратура – это система по выпуску профессионалов высокого уровня в ВУЗах. При прохождении подготовки студенты должны проработать по методикам и программам обучения, также имеют возможность выбрать дисциплины из области специализации для более углубленного изучения их.
Рекомендуем прочесть: Фз о въезде и выезде иностранных граждан
Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.
Система высшего образования в большинстве европейских стран в соответствии с Болонским процессом имеет два уровня подготовки специалистов, осваивающих обязательные образовательные программы.
Первый уровень подготовки – бакалаврат. Диплом бакалавра дает право продолжить образование по общим программам второго уровня и получить квалификацию специалиста. По специальным программам вузы готовят магистров.
Аспирантура является следующей образовательной ступенью.
Магистратура – система подготовки профессионалов высокого уровня в высших учебных заведениях, работающих по обязательным программам обучения студентов с правом выбора общего направления образования и углубленного изучения отдельных дисциплин по специальности.
Структура высшего образования в России (три ступени)
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
Что выбрать: магистратуру или аспирантуру
- Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
- В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
- Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
- Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
- Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
- Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру, подготовки и защиты докторской диссертации.
- Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.
Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.
Где учиться? Как учиться
Наконец, третья ступень. В законе написано «подготовка кадров высшей квалификации», в более понятном варианте это называется обучением в аспирантуре (скорее всего, докторантура туда же относится, не знаю). Что же интересного может предложить аспирантура? Вы можете написать и защитить диссертацию и стать кандидатом наук. На самом деле это нужно очень мало кому. Лучше немного напишу про аспирантура и магистратура отличия, отличий очень немало, но писать о том, где есть лекции и сессии, а где нет мне не хочется, как мне кажется, Вам это не интересно. Интереснее другой момент, обучаясь в аспирантуре можно преподавать студентам в том ВУЗе, где Вы учитесь. Не в техникуме и после обучения, а параллельно с обучением, как мне кажется, это и есть основное в вопросе аспирантура и магистратура отличия. Причем если Вы будете учиться, писать диссертацию, преподавать и участвовать в научных конференциях, то сможете получать совсем неплохую заработную плату. Да, столько делать весьма непросто, но в приличных ВУЗах Вам заплатят за это весьма достойно.
Итак, бакалавриат – это первая ступень высшего образования. Кому-то будет достаточно и тех базовых знаний, которые можно получить за 4 года обучения на бакалавриате. Но не стоит забывать, что знания эти именно базовые, если когда-то в этой стране станут обращать внимание на такие вещи, как степень образования (бакалавр, магистр, кандидат наук), ВУЗ, в котором было получено образование и прочие подобные вещи, то тогда иметь образование магистра станет престижно. Но в настоящее время у нас какой-то родоплеменной строй остается и на работу скорее возьмут дверцу от холодильника, которую кто-то из начальства знает, чем никому неизвестного магистра отличника.