НДС в Украине в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС в Украине в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2022 года были внесены изменения в процедуру бюджетного возмещения НДС, в результате которых налоговые органы получили право более тщательно проверять каждого плательщика, подающего на бюджетное возмещение НДС. Эти изменения основываются на статье 200.11 и подпункте 78.1.8 Налогового кодекса Украины, которые регулируют данный вопрос, но их формулировка может показаться сложной.
Изменения в процедуре бюджетного возмещения НДС
До внесения изменений сумма отрицательного значения НДС, составлявшая более 100 тыс. грн (согласно пп. 78.1.8 НКУ), служила основанием для обязательной проверки. То есть, если у плательщика был отрицательный баланс НДС, превышающий 100 тыс. грн, налоговики были обязаны провести проверку его документов.
С 1 января 2022 года ситуация изменилась. Теперь налоговые органы имеют право провести внеплановую документальную проверку в течение 60 календарных дней после окончания срока подачи НДС-декларации (в соответствии с п. 200.11 НКУ). Однако такая проверка становится обязательной только в случае, если отрицательный баланс НДС превышает сумму 100 тыс. грн.
Таким образом, если у плательщика отрицательный баланс НДС в размере 100 тыс. грн или менее, проверка может быть проведена, но она не является обязательной (что отличается от прежней практики до 2022 года). Однако, если отрицательный баланс превышает 100 тыс. грн, то налоговики обязаны провести проверку в любом случае (по согласованию с началом п. 78.1 НКУ).
Важно отметить, что налоговые органы имеют право проверять документы даже у плательщиков, у которых отрицательный баланс НДС составляет менее 100 тыс. грн, и в таких случаях проверка также может быть проведена.
Налоги и сборы: общегосударственные
Налоги общегосударственные на Украине обязательны для выплаты всеми гражданами страны, исключение могут составлять определенные территории, указанные в кодексе. Они включают в себя множество сборов, список следующий:
- Пошлины.
- Земельный налог.
- Налог на прибыль организаций и предприятий в Украине.
- За использование недр земли.
- Военный налог.
- Использование ресурсов радиочастотного типа.
- Экологический налог.
- Использование воды в специальных целях.
- Транспортный налог.
- На развитие таких отраслей, как хмелеводство, разведение виноградников и садов.
- Налоги на доходы физических лиц.
- Сельскохозяйственный сбор фиксированного типа.
- За транспортировку и добычу аммиака, газа и нефти на всей территории страны.
- За землю на Украине.
Реформирование упрощенной системы налогообложения в соответствии с Национальной стратегией доходов
Планируется реформировать упрощенную систему налогообложения, сузив область ее применения путем исключения юридических лиц, введя ряд предохранителей для уменьшения злоупотреблений, а также повысить порог регистрации плательщиков НДС и ставки налогов до уровня общего режима.
Важно: согласно Национальной стратегии доходов, реформирование упрощенной системы планируется проводить постепенно, в период с 2025 по 2027 год. При этом предварительно необходимо реализовать реформу ГНС для увеличения прозрачности учреждения и осовременивания подходов к работе с налогоплательщиками. Также предварительно налоговая должна получить доступ к счетам физических лиц.
- Планируется, что повышение ЕН для юридических лиц третьей группы будет происходить в течение 3 лет до достижения размера обычной ставки налога ННП 18%. По окончании переходного периода для юридических лиц будет установлен запрет на пребывание на упрощенной системе налогообложения.
- Вторая и третья группы упрощенной системы для ФОТ будут объединены в одну группу (далее – объединенная вторая группа) с уплатой налога от объема полученного дохода на основе дифференцированной шкалы ставок. Шкала будет предусматривать минимальную ставку в размере 3% для торговой деятельности и градацию ставок до 17% для ряда услуг (с целью поощрения добровольного перехода на общую систему налогообложения доходов физических лиц). Введение дифференцированных ставок для отдельных видов деятельности и услуг будет предусматривать постепенное увеличение ставок в течение 3 лет с предварительным обсуждением и определением изменений к Налоговому кодексу Украины. Для этой группы обязательно применение регистраторов расчетных операций.
- Будут исключены высокомаржинальные виды бизнеса из перечня видов деятельности, разрешенных для участия в 1 группе упрощенной системы. Также планируется изменить налогообложение, в частности, отменить фиксированный размер налога и ввести налог с полученного дохода.
- Для крестьянских фермерских хозяйств (физлиц) на 4 группе ЕП база налогообложения будет расширена с года, в котором будет введено налогообложение земли на основе ее массовой оценки.
- Для производителей сельскохозяйственной продукции (юрлица) ставки ЕП планируется постепенно увеличивать в течение трех лет до размера эквивалентного общему значению ставки налога ННП. По окончании переходного периода для юридических лиц будет установлен запрет на пребывание на упрощенной системе налогообложения.
- Будут отменены исключения по ведению хозяйственной деятельности без ведения учета и документального подтверждения происхождения реализуемых товаров. Такой учет будет максимально упрощенным, но обязательным, независимо от организационно-правовой формы и/или вида деятельности налогоплательщика.
Важно: для начала реформирования упрощенной системы налогообложения необходимо выполнение ГНС мер, определенных подразделом 4.2.3(b) «Безопасность использования данных и доступ к информации об объеме и обращении средств налогоплательщиков на их счетах в банках».
Что такое НДС в Украине?
НДС — это (налог на добавленную стоимость) в Украине представляет собой одну из основных форм, играющую ключевую роль в системе налогообложения. Этот налог является процентным обременением, которое применяется к конечным потребителям товаров и услуг в течение всего цикла их производства и сбыта. Суть НДС решается в разнице между налоговыми обязательствами налогоплательщика и налоговыми вычетами, выплачивается с приобретением товаров и услуг для предпринимательской деятельности.
Ставки НДС могут вызывать воздействие от характера товаров и услуг. В Украине существует две основных ставки НДС: общая ставка в размере 20% и льготная ставка в размере 7%. Общая ставка для большинств товаров и услуг, в то время как льготная ставка для некоторых социально значимых товаров и услуг.
Организации и частные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны регулярно уплачивать НДС в бюджет. Однако они также имеют право на вычет НДС, который был учтен при покупке товаров и услуг для деятельности. Этот механизм изменил устранение двойного налогообложения и потребовал более справедливой компенсации налоговой нагрузки.
НДС в Украине имеет существенное влияние на бюджетную систему страны, незначительную часть доходов от доходов. Он также оказывает влияние на экономическую активность, инвестиции и его потребительское поведение, что обуславливает важность высокого уровня налоговой политики Украины.
Кто регистрирует расчеты корректировки?
Регистрация расчетов корректировки может осуществляться разными участниками сделки, в зависимости от ситуации. Важно понимать, что регистрация необходима в тех случаях, когда происходит изменение суммы компенсации стоимости товаров или услуг в пользу поставщика или продавца.
Если корректировка не приводит к изменению суммы компенсации, то регистрацию проводит сам поставщик (продавец), поскольку он обладает информацией о сделке и ее деталях. Он составляет и регистрирует расчет корректировки в установленные сроки.
Однако, если корректировка предполагает уменьшение суммы компенсации в пользу поставщика (продавца), то регистрацию проводит получатель (покупатель). Это связано с тем, что именно получатель обладает информацией о фактической стоимости товаров или услуг и нуждается в регистрации корректировки для учетных целей.
Каковы сегодня сроки регистрации НН/РК?
Сроки регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в Украине определяются в зависимости от даты их составления. В настоящее время существуют базовые и временные сроки регистрации. Базовые сроки действовали до февраля 2023 года, а временные сроки ввели на период военного положения и в течение 6 месяцев после его отмены.
Сроки регистрации различаются в зависимости от даты составления налоговой накладной или расчета корректировки. Обычно они составляют от 5 до 18 календарных дней. Важно отметить, что эти сроки могут быть изменены законодательством, поэтому необходимо следить за актуальной информацией и соблюдать установленные требования.
Соблюдение сроков регистрации является важным аспектом для плательщиков НДС. Несвоевременная регистрация налоговых накладных может привести к наложению штрафов, а также к возможным последствиям, таким как повышенный риск для плательщика и возможность проведения налоговых проверок. Поэтому рекомендуется внимательно следить за сроками регистрации и своевременно выполнять требования налогового законодательства.
Штрафы за нерегистрацию налоговых накладных
В Украине существуют штрафы за нерегистрацию налоговых накладных, которые могут быть наложены в случае нарушения установленных сроков регистрации. Размеры штрафов зависят от срока нарушения и суммы НДС в накладной. Плательщик НДС должен проявлять внимательность и своевременно регистрировать налоговые накладные, чтобы избежать негативных последствий.
Ниже приведена таблица с размерами штрафов за нерегистрацию налоговых накладных:
Срок нарушения | Размер штрафа |
---|---|
До 10 календарных дней | 2% от суммы НДС |
Более 10 календарных дней, но не более 30 календарных дней | 5% от суммы НДС |
Более 30 календарных дней, но не более 60 календарных дней | 10% от суммы НДС |
Более 60 календарных дней | 25% от суммы НДС |
Лимиты годового дохода для ФЛП в 2023 году
На момент августа 2023 года, лимиты годового дохода для ФЛП (физических лиц-предпринимателей) в Украине регулируются согласно законодательству, которое было введено в 2022 году. ФЛП делятся на три группы, и каждая группа имеет свой объем дохода, который определяет возможность уплаты единого налога. Вот основные положения относительно этого:
1. Группы ФЛП в 2023 году. ФЛП делятся на три группы. Первая и вторая группы уплачивают единый налог по установленной законом ставке. Третья группа налогообложения проводится по другим правилам и не имеет лимита дохода, связанного с единым налогом.
2. Лимиты годового дохода для ФЛП 1 и 2 групп в 2023 году. ФЛП первой группы должны подавать заявление и уплачивать единый налог, если их годовой доход превышает 1 167 минимальных зарплат (эта сумма может изменяться в зависимости от изменения минимального уровня оплаты труда).
3. Лимиты годового дохода для ФЛП 3 группы в 2023 году. ФЛП третьей группы не имеют лимита дохода, связанного с единым налогом. Они облагаются налогами по другим правилам.
4. Переход с изменением группы. ФЛП имеют право перейти в другую группу в 2023 году, но это может происходить после определенного периода и регулируется законом.
5. Зависимость от размера единого налога. Сумма единого налога зависит от объема дохода и группы ФЛП, к которой вы относитесь. Точные ставки единого налога в 2023 году могут быть найдены в законодательстве.
6. Действие военного положения. Важно учитывать, что введение военного положения может повлиять на обязательство уплаты единого налога с изменением ставок и лимитов.
7. Оплата единого налога в 2023 году. Оплата единого налога обычно производится плательщиками до конца календарного года.
8. Изменения в едином налоге в 2024 году. Вы также спросили о едином налоге в Украине в 2024 году. Изменения в едином налоге на следующий год определяются согласно законодательству, которое будет принято в 2023 году, и ставка единого налога в 2024 году будет установлена в соответствии с этим законодательством.
9. Реквизиты для оплаты единого налога в 2024 году. Реквизиты для оплаты единого налога в 2024 году будут предоставлены органами Государственной фискальной службы Украины согласно действующему законодательству на момент оплаты.
Обращайтесь к Государственной налоговой службе Украины или квалифицированному консультанту для получения актуальной информации относительно лимитов годового дохода и ставок единого налога в 2023 году, а также для получения конкретных реквизитов оплаты единого налога в 2024 году, так как эта информация может изменяться со временем.
Плательщики единого налога 3 группы: преимущества и недостатки
Плательщики единого налога 3 группы – это категория предпринимателей, которые выбирают данную систему налогообложения в Украине. В этом тексте мы рассмотрим какие преимущества и недостатки связаны с уплатой единого налога для представителей этой группы и каким будет единый налог в 2024 году.
Преимущества:
1. Упрощенная система налогообложения. Плательщиком единого налога 3 группы часто применяется упрощенная система налогообложения, что облегчает ведение бухгалтерии и снижает административные барьеры.
2. Отсутствие необходимости уплачивать налог на прибыль. Плательщики единого налога не обязаны уплачивать налог на прибыль, что может существенно снизить их налоговую нагрузку.
3. Льготы во времена военного положения. В период военного положения плательщики единого налога, включая представителей 3 группы, могут получать определенные льготы и освобождения от уплаты налогов.
4. Право перейти повторно в 2024 году. Предприниматели имеют право перейти в другую группу налогообложения в будущем, если их обстоятельства изменятся.
Недостатки:
1. Ограниченный объем деятельности. Плательщики единого налога 3 группы имеют ограничения на объем своей деятельности и доходы, что может ограничивать их бизнес-рост.
2. Отсутствие права на возврат НДС. Представители 3 группы не имеют права на возврат НДС, что может быть невыгодно для бизнеса, осуществляющего большие закупки.
3. Изменения в налоговом законодательстве. Для плательщиков единого налога могут подвергаться изменениям в налоговом законодательстве, включая изменения в ставках и правилах налогообложения.
Единый налог для ФОП в 2024 году в Украине. Конкретные параметры и ставки единого налога в 2024 году будут определены законодательством на тот момент. Плательщики единого налога, включая 3 группу, должны будут соблюдать новые правила и уплачивать налог согласно им. Реквизиты для оплаты единого налога в 2024 году будут предоставлены налоговыми органами.
Выбор системы налогообложения, включая уплату единого налога 3 группы, зависит от индивидуальных обстоятельств и целей бизнеса. При этом важно следить за изменениями в законодательстве и консультироваться с налоговыми экспертами, чтобы принимать информированные решения относительно налоговых обязательств.
В Украине действует открытый Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.
При возмещении НДС действуют следующие требования:
- на основании данных Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, после дня получения статуса согласованной суммы бюджетного возмещения перечисляет такую сумму с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика в обслуживающем банке и/или на бюджетные счета для перечисления в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого налогоплательщика из других платежей, уплачиваемых в государственный бюджет, в предыдущем или текущем учетном периоде;
- право на возмещение НДС возникает, когда сумма налогового кредита превышает сумму налогового обязательства за отчетный (налоговый) период (возникает отрицательное значение НДС);
- налогоплательщик, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате суммы бюджетного возмещения, подает в соответствующий контролирующий орган налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, указанной в налоговой декларации;
- налогоплательщики, имеющие право на бюджетное возмещение в соответствии с настоящей статьей и подавшие заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, получают такое бюджетное возмещение в случае согласования с контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях, предусмотренных законодательством, – по результатам документальной проверки. В случае наличия у налогоплательщика налогового долга бюджетному возмещению подлежит заявленная сумма налога, уменьшенная на сумму такого налогового долга.
Ожидаемые преимущества
- Повышение доходов государства: Увеличение ставки НДС с 20% до 23% позволит государству получить дополнительные средства на реализацию социальных программ и инфраструктурных проектов.
- Упрощение процедуры декларирования: Онлайн-подача деклараций и использование электронной базы данных снизит бюрократическую нагрузку на бизнес и упростит процесс платежей.
- Повышение контроля за уплатой налога: Благодаря онлайн-сервисам и калькуляторам налоговых платформ, налоговый контроль станет более эффективным, что позволит уменьшить уклонение от уплаты налогов.
- Увеличение казначейской консолидации: Благодаря новой ставке НДС, увеличится взимание налога, что будет способствовать формированию здоровой финансовой базы государства.
Сроки и условия подачи декларации по НДС на I квартал 2024 года
НДС в Украине является одним из основных налоговых платежей, которыми обязаны платить налоговые плательщики. Плательщиками НДС могут быть как юридические лица, так и физические лица-предприниматели. Данный налог взимается с продажи товаров и услуг на территории Украины.
В 2024 году налоговый тариф на НДС остается без изменений и составляет 20%. Это означает, что каждый налогоплательщик обязан платить 20% от стоимости товаров или услуг, которые он реализует или оказывает.
Сроки и условия подачи декларации по НДС на I квартал 2024 года определяются законодательством Украины. Согласно действующим правилам, налоговые декларации по НДС подаются ежеквартально. Срок подачи декларации по НДС на I квартал 2024 года должен быть уточнен в соответствующих налоговых инструкциях.
Особенности подачи декларации по НДС в 2024 году:
- Декларация по НДС на I квартал 2024 года подается в электронной форме через специальную онлайн-платформу;
- Какой именно документ будет использоваться для подачи декларации по НДС в 2024 году, пока неизвестно. Возможно, налоговая служба Украины добавит новую форму декларации или внесет изменения в уже существующую;
- В декларации по НДС на I квартал 2024 года нужно будет указать информацию о проведенных операциях с налогом: сумму оборота налоговых вычетов и сумму налога, подлежащего к плате;
- В декларации также нужно будет указать информацию о полученных налоговых кредитах, предъявить документы, подтверждающие право на налоговые вычеты;
- Возможно, в 2024 году введутся новые правила для определения оборотов и ставок НДС по экспорту товаров и услуг.
Таким образом, подача деклараций по НДС в 2024 году имеет свои особенности. Необходимо следить за изменениями в законодательстве и ознакомиться с инструкциями, опубликованными налоговой службой Украины. Для профессиональной помощи и точного расчета налоговых платежей рекомендуется использование калькулятора НДС или обращение к специалистам.
Понятие НДС — налога на добавленную стоимость
Что такое НДС, история происхождения налога на добавленную стоимость, как понимать нормы Закона об НДС, каково их трактование в рамках действующего законодательства.
Налог на добавленную стоимость — НДС, имеет французское происхождение. Само понятие «налог на добавленную стоимость» (НДС), впервые было сформулировано в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. С 1958 года этот обязательный платеж вошел в налоговую систему Франции, а затем начал завоевывать Европу. В Украине, как и в России, он был введен в период начала построения «рыночной» экономики — с 1 января 1992 года.
НДС (VAT, value added tax) налог на сумму, добавленную продавцом товара или услуги на стоимость производства либо покупки этого товара или услуги (в эту стоимость не включаются: зарплата персонала; расходы на услуги и товары, приобретенные у неплательщиков НДС).
Налог на добавленную стоимость — НДС — представляет собой косвенный налог, эволюционировавший в течение 20 века от налога на рост оборота, имевшего «каскадный» характер (при поставке товаров налогом каждый раз облагалась вся продажная стоимость товара), до налога, которым облагается лишь дополнительная стоимость, в то время как основная стоимость переходит от сделки к сделке в неизменном размере.
НДС включается производителем или продавцом в цену товара и оплачивается покупателем. НДС, который производитель или продавец вносит в Государственный бюджет, является разницей суммы НДС, полученного от покупателя за реализованные им товары, работы, услуги (налогового обязательства) и суммы НДС уплаченного поставщикам товаров, ресурсов, используемых в производстве товаров, робот и услуг (налогового кредита).
НДС начисляется на операции по поставке товаров и услуг на территории Украины, по импорту и экспорту товаров и услуг. Для налогообложения поставки товаров и услуг на территории Украины, а также их импорта применяется ставка НДС 20%, в то время как экспорт облагается по ставке 0%.
Согласно Закону Украины «Про налог на добавленную стоимость», если годовой валовый доход юридического либо физического лица предпринимателя превышает 500000 грн, то такое лицо в обязательном порядке должно зарегистрироваться плательщиком НДС.
Налог на добавленную стоимость (НДС) в настоящее время очень распространен в мире по следующим причинам:
- основным преимуществом НДС является то, что он позволяет точно определить налоговую составляющую цены товара на каждой стадии производства и распределения, что исключает ее повторное налогообложение.
- НДС позволяет освободить от налога экспорт и облагать налогом импорт, что необходимо для отмены внутренних фискальных границ и обеспечения конкуренции, следовательно, и для достижения основной цели ЕС — построения внутреннего рынка.
Услуги в электронной форме
Налог на добавленную стоимость Это официальные данные, но прозападным НКО все божья роса. Второй момент, который многих волновал: что конкретно вводить в налоговой форме на Апворк. Тут имеется в виду выбор, является ли фрилансер плательщиком НДС (есть ли у него VAT номер, налогоплательщика НДС) или нет. Плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган п. Указом О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания от 22.
В этой части корректировке подлежат:
- правила определения места продажи товаров при дистанционной электронной реализации согласно подходам, используемым на практике (ст. 116, п. 2, п.п. 1.3 НК 2024, а также п. 50 Проекта);
- перечень оборотов продаж, не облагаемых НДС (ст. 1 п. 52 Проекта);
- определение базы для обложения НДС при продаже продукции по цене ниже стоимости ее приобретения (п. 42 ст. 120 НК 2024), транспортных средств ниже остаточной или контрактной стоимости (п. 53 Проекта);
- схемы определения даты выполнения услуг, работ. Так, по разовым услугам и работам днем выполнения признаются дата завершения или завершающий день периода выполнения услуг, отображенные в ПУД. Днем выполнения работ и услуг может признаваться также наиболее ранняя дата, указанная в ПУД. Она принимается в расчет, если период выполнения или день завершения не указаны в ПУД (п. 54 Проекта). Порядок определения даты исполнения распространяется также на предъявленные к возмещению обороты при лизинге, не признанные объектами обложения НДС.