Штраф за перевозку пассажиров без лицензии такси в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку пассажиров без лицензии такси в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
Штраф за использование автомобиля с шашками
Статья 12.5 КоАП:
41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2024 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:
- За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
- За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.
То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).
Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.
***
Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.
Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.
Что же делать, если вас остановили во время рейда, вы везёте пассажиров, но разрешение на перевозку оформить ещё не успели?
В первую очередь, необходимо сохранять спокойствие — в Российской Федерации действует презумпция невиновности, и то, что вы перевозите пассажиров именно в коммерческих целях, сотрудникам полиции нужно будет ещё доказать.
Как правило, жертвами рейдов становятся автомобили, наиболее часто использующиеся в такси — это модели Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo и Skoda Rapid (преимущественно белого цвета, но без опознавательных знаков такси) для эконом-класса, и Kia Optima/К5, Skoda Oсtavia и Hyundai Sonata для класса Комфорт/К+.
Если у вас такой автомобиль — вы в зоне риска. Таким образом, чтобы минимизировать риск быть остановленным в результате рейда, ваш автомобиль не должен принадлежать к указанному списку.
Так же логично, что если вы арендовали автомобиль в бренде у таксопарка, но не удостоверились в наличии разрешения и страховки такси на него — вы станете лёгкой жертвой такого рейда.
В первую очередь, что делают сотрудники транспортной полиции во время рейда при остановке автомобиля «подозреваемого» — заглядывают внутрь через открытое водителем стекло для передачи документов инспектору ГИБДД, и спрашивают сидящих сзади пассажиров: «Это такси?». Если пассажиры дают утвердительный ответ, ваша участь решена — это штраф для вас и штрафстоянка для вашего автомобиль на срок вынесения по вам судебного решения.
Влияние штрафов на работу таксистов
Штрафы за незаконную перевозку пассажиров могут оказать значительное влияние на работу таксистов в 2024 году. С одной стороны, это мера, направленная на борьбу с нелегальными такси и защиту прав пассажиров. С другой стороны, такие штрафы могут вызвать серьезные финансовые потери для многих водителей и ограничить возможности работы без лицензии.
Реализация штрафов за такси без лицензии может привести к возникновению новых трудностей для такси-водителей. Водители, не имеющие лицензии, могут столкнуться с ограничениями в предоставлении услуг, а также с высоким риском попасть в долговую яму из-за штрафов. Более того, такие штрафы могут повлечь за собой рост стоимости проезда на такси, что может отпугнуть клиентов и негативно сказаться на доходах водителей.
Однако, влияние штрафов на работу таксистов может быть двойственным. Водители, работающие с лицензией и имеющие соответствующее образование и опыт, могут скользить по льду, сокращая потенциальную конкуренцию и привлекая больше клиентов, которые ставят на первое место безопасность и законность. Такие штрафы также стимулируют развитие законного такси, что может косвенно положительно сказаться на работе таксистов с лицензией.
Что указывается в лицензии на такси
Утвержденная форма разрешения отсутствует, и в каждом российском регионе свой бланк, однако с обязательным указанием в нем:
• уполномоченного органа, выдавшего лицензию;
• наименования юридического лица (ИП), его адреса;
• Ф.И.О. предпринимателя, данных паспорта, адреса;
• данных о машине, которая будет использоваться в качестве такси, с указанием ее марки, модели, регистрационного знака;
• срока, на который выдано разрешение;
• номера лицензии;
• даты выдачи.
В любой момент инспектор ГИБДД или пассажир могут потребовать от водителя предъявить лицензию, поэтому ее нахождение у таксиста обязательно. Если инспектор потребует показать лицензию, а ее не окажется, таксисту выпишут административное взыскание за незаконную перевозку.
Новый закон о такси вступает в силу: что ждет отрасль?
С 1 сентября в России вступит в силу новый закон о такси, который призван повысить безопасность поездок и окончательно вывести отрасль такси из тени. Закон предъявляет новые требования к агрегаторам, водителям, виду автомобиля, а также предусматривает создание федеральной системы ФГИС «Такси» и региональных реестров.
«Новый закон о такси готовился несколько лет, — поясняет заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Рынок за эти годы кратно вырос, такси стало незаменимой частью транспортной инфраструктуры и встроилось в повседневную жизнь миллионов людей. При таком масштабировании, безусловно, понадобились новые подходы к регулированию рынка и системный подход к нему во всех регионах».
Прозрачность и безопасность
По словам эксперта, одно из ключевых нововведений — это прямой и быстрый доступ в отрасль для самозанятых, который обеспечит приток исполнителей и поможет им получать дополнительный доход. По старым правилам самозанятым нужно было иметь статус индивидуального предпринимателя для вхождения в отрасль.
«Доступ в такси для самозанятых — однозначно позитивное изменение, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Мера упростит вход в сферу тысячам людей в экономически непростое время, когда многие ищут дополнительные источники заработка, а также поможет восполнить дефицит водителей на рынке такси. Сейчас некоторые водители уходят в другие сферы, т.к. в такси вести деятельность все сложнее — мало машин, растут цены на них, на запчасти, топливо, вводятся новые формальные требования».
В законе прописан и ряд ограничений. Управлять такси не смогут те, у кого имеется более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД и при наличии непогашенной судимости за тяжелые преступления. Эти изменения должны повысить уровень безопасности перевозок.
Однако некоторые эксперты видят в новом законе дополнительные риски, например, в процедуре получения справок об отсутствии судимости.
«На получение нужно много времени, из-за этого водители по несколько недель не могут выйти на линию и теряют доход в такое кризисное время, как следствие растет социальная напряженность, — говорит председатель Московского Профсоюза Такси «ДОБРО» Николай Кодолов. — С одной стороны, нужно кратно ускорить выдачу справок и разрешений, с другой — самим таксистам надо как можно раньше их запрашивать. Бывает, например, такое, что сведения в справках неверные, приходится тратить время на оспаривание, процесс затягивается, это плюс еще несколько недель без заработка для водителя. Другая проблема — не все водители понимают, по каким конкретно статьям запретят таксовать, хотя речь только про непогашенную судимость и только за тяжелые преступления.
В итоге некоторые просто боятся идти за справками».
Наконец, агрегаторов прописали в законе как «службы заказа легкового такси». Вводится субсидиарная ответственность агрегаторов за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира в случае ДТП. Субсидиарная ответственность предполагает, что есть основной ответчик, но если он не сможет выполнить обязательства, пострадавший может обратиться ко второй стороне — агрегатору. На сегодняшний день все крупные службы заказа легкового такси уже предлагают механизмы добровольного страхования водителей и пассажиров во время поездки.
Новый закон закрепляет эту практику и делает обязательной.
Открытые вопросы
Остается ряд требований, реализация которых в отрасли вызывает сложности. В частности, по новому закону из-за отсутствия специализированного ОСАГО текущее разрешение может быть приостановлено или аннулировано. Однако, по мнению экспертов, стоимость полисов ОСАГО в отрасли высокая, в некоторых регионах она доходит до 140 тысяч рублей.
«Ввиду недоступности полисов раньше водители предпочитали просто платить штрафы за их отсутствие, — рассказывает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская. — Теперь правила ужесточаются, но проблема все еще не решена. Стоимость полисов продолжает расти, водители продолжают сталкиваться с отказами страховых продавать полисы, отказы все так же нигде не фиксируются. Принятый в июле закон о «коротких» ОСАГО должен сделать полисы доступнее для водителей и облегчить процесс их оформления, но поправки в закон об ОСАГО вступят в силу не раньше первой половины следующего года.
До этого момента для большинства водителей закон о такси будет оставаться трудновыполнимым в части полисов. Если не решить каким-то образом вопрос доступности ОСАГО для такси со страховщиками, то нас ждет отток водителей в серую зону».
Другой глобальный вопрос связан с региональными реестрами перевозчиков, автомобилей и агрегаторов, в которых информация должна обновляться в ежедневном режиме и передаваться во ФГИС «Такси». По словам Антона Данилова-Данильяна, эта мера поможет лучше понимать объемы и динамику развития рынка. Тем не менее ранее целый ряд региональных властей высказывали озабоченность в связи со сжатыми сроками на введение таких реестров.
Основная трудность в том, что действующие реестры такси достаточно разрозненны, в разных субъектах существуют разные формы таких реестров.
«В ряде регионов реестры такси представляют собой чуть ли не допотопные амбарные книги, — говорит Антон Шапарин. — Привести их в рабочий цифровой вид и настроить интеграцию со ФГИС до 1 сентября ожидаемо успевают не все, это изначально было задачей практически невыполнимой в такие сроки».
По оценкам экспертов, на создание и тестирование такой системы реестров по всем регионам нужен как минимум год.
Также есть пункты нового закона, реализация которых остается на уровне регионов. На свое усмотрение регионы могут вводить аттестацию для водителей на знание города. Местным властям также дано право устанавливать около вокзалов и аэропортов специальные зоны, на которых только водителям такси разрешено будет предлагать свои услуги.
Кроме того, региональные власти могут определить цветовую гамму автомобилей такси — на федеральном уровне установлено лишь требование иметь на машине «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и фонарь оранжевого цвета на крыше».
По словам председателя Общественного Совета по развитию такси Ирины Зариповой, летние месяцы показали, что в регионах, которые не стали вводить обязательные требования к цвету автомобилей, количество выданных разрешений резко возросло. Напротив, там, где допустимый цвет был установлен, число разрешений упало драматически, то есть в этих регионах с сентября водителей на линии может быть значительно меньше возможного из-за этого избыточного ограничения.
Мягкий переходный период
Эксперты считают, что сейчас важно создать все условия, чтобы участники рынка могли спокойно адаптироваться к новым правилам.
«Такси — социально значимая отрасль, от нее зависят более 1,5 миллиона человек, и сами водители, и их семьи, — отмечает Антон Шапарин. — Поэтому любые изменения должны происходить плавно и в диалоге с участниками рынка, иначе мы рискуем оказаться в ситуации, когда водители останутся без дохода, пассажиры — без привычного для них транспорта, а на дорогах будет коллапс».
Эксперт уверен, что на переходном этапе нельзя «кошмарить» отрасль, усердствовать с рейдами и проверками и с первого же дня выгонять из такси водителей, которые еще не успели получить разрешения по новым правилам.
«Эффективность регулирования будет зависеть от того, насколько качественно пройдет период адаптации отрасли — ей необходимо оказать поддержку, помочь с уточнением требований на уровне регионов, дать время на интеграцию данных в реестры и ускорить оформление необходимых для легальной работы документов, — считает Антон Данилов-Данильян. — Мы будем следить за правоприменительной практикой и готовы выступать связующим звеном между государством и отраслью, чтобы все процедуры и практики контроля были прозрачными и выполнимыми».
Что делать, если не оплатили поездку в такси
Во время поездки в такси может возникнуть ситуация, когда по какой-то причине вы не оплатили ее. Это может быть случайным или намеренным действием. В любом случае необходимо соблюдать правила и выполнять определенные действия.
1. Если вы случайно не оплатили поездку в такси:
- Сразу обратитесь к водителю и договоритесь об оплате
- Если вы уже ушли от водителя, свяжитесь с компанией такси и объясните ситуацию. Возможно, водитель сообщил о невозможности получить оплату и просил помощи у компании.
2. Если вы намеренно ушли без оплаты поездки в такси:
- Такое действие является правонарушением и может повлечь за собой административную ответственность.
- Если водитель обратился в полицию, вы можете ожидать штрафа и возможного ареста.
- Лучше вернуться и договориться о выплате задолженности. Во избежание конфликтов необходимо сохранять спокойствие и проявлять уважение к другим людям.
Оплатить поездку в такси должен каждый пассажир в соответствии с действующими правилами и законодательством. Несоблюдение этих требований может привести к негативным последствиям, а также повлиять на отношения со всеми участниками происшествия.
Штраф за неправильный путевой лист
Во время аудита в транспортной компании могут выявить п/л с неправильным оформлением. Когда ошибки касаются расхода топлива или указания маршрута, документ могут признать недействительным. Налог на прибыль увеличится в разы.
При отсутствии записи медика, автомеханика-контролера штрафные санкции возлагаются не только на организацию, но и должностных лиц за ст. 12.31.1. КоАП.
Вид административного правонарушения | Штраф на Граждан | Штраф на Должн. лица | Штраф на Юрлицо (ИП) |
Не соответствие требуемой квалификации ответственных сотрудников (часть 1) | — | 20 тыс. р. | 100 тыс. р. |
Отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра (часть 2) | 3 тыс. р. | 5 тыс. р. | 30 тыс. р. |
Отсутствие отметки контролера о предрейс. техосмотре ТС (часть 3) | 3 тыс. р. | 5 тыс. р. | 30 тыс. р. |
Есть ли скидка на штрафы таксисту?
На данный момент многие штрафы ГИБДД могут выплачиваться со скидкой в 50 процентов, если факт оплаты произойдет не позднее, чем через 20 дней после наложения взысканий. Штрафы, которые выписываются таксистам, тоже попадают под эту категорию. Но определенные исключения здесь присутствуют, и это стоит иметь в виду.
Так, скидки не будет, если нарушитель пойман в состоянии алкогольного опьянения. Также она не распространяется на случаи повторного наказания, если после первого штрафа человек ничего не исправил. И разумеется, что скидки не будет, если человек пропустил все сроки, предполагающие подобную возможность. И потому рекомендуется своевременно оплачивать все штрафы, не допускать грубых нарушений, и устранять все проблемы, которые возникают, своевременно, чтобы не попадаться с ними повторно, а в идеале — и в первый раз.
А что касается ситуаций с алкоголем, таксист обязан помнить, что он несет ответственность не только за себя, но и за своих пассажиров. Он находится на работе, и езда в состоянии алкогольного опьянения является для него совершенно непростительным фактом.
Сроки и условия получения лицензии такси на личный автомобиль
1. Соответствие требованиям транспортного законодательства:
Для получения лицензии такси на личный автомобиль необходимо соблюдение всех требований, установленных транспортным законодательством. Владелец автомобиля должен иметь водительское удостоверение категории «В» или выше, а также соответствовать возрастным ограничениям, определенным в законе.
2. Оплата государственной пошлины:
Рассмотрение заявки на получение лицензии такси на личный автомобиль является услугой, подлежащей оплате государственной пошлины. Размер пошлины может быть установлен в соответствии с законодательством о такси и может зависеть от региона или других факторов.
3. Прохождение специального обучения:
Владелец автомобиля, желающий получить лицензию такси на личный автомобиль, должен пройти специальное обучение. Обучение может включать в себя изучение правил и норм дорожного движения, особенностей работы таксиста, клиентоориентированности и технических навыков, связанных с предоставлением такси услуг.
4. Предоставление необходимых документов:
Для получения лицензии такси на личный автомобиль владелец должен предоставить следующие документы: копию водительского удостоверения, технический паспорт на автомобиль, страховку гражданской ответственности, а также документы, подтверждающие соответствие автомобиля требованиям безопасности и экологическим стандартам.
5. Заявка и решение комиссии:
После соблюдения всех условий и предоставления необходимых документов, владелец автомобиля может подать заявку на получение лицензии такси на личный автомобиль. Заявка будет рассмотрена специальной комиссией, которая принимает решение о выдаче лицензии или ее отказе.