Допустимая масса транспортного средства в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допустимая масса транспортного средства в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратимся к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и рассмотрим Приложение 2 к этому документу.
Общая масса транспортного средства — это масса автомобиля вместе с массой груза.
Допустимая масса транспортного средства — это максимально допустимая по законодательству величина общей массы автомобиля.
Общая масса чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Допустимая масса зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества уставленных на нем осей.
По своему составу грузовые автомобили подразделяются на 2 вида:
1) одиночные автомобили;
2) автопоезда (седельные и прицепные).
Одиночный грузовой автомобиль — это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.
Автопоезд — это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.
Автопоезд седельный — в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп.
Автопоезд прицепной — в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы).
Значения допустимой массы транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:
Другой не менее важный контрольный показатель — это нагрузка на ось автомобиля.
Нагрузка на ось (осевая нагрузка) — это нагрузка, передаваемая на опорную (дорожную) поверхность колесами одной оси автомобиля.
Грузовые автомобили (как одиночные, так и автопоезда) могут иметь одиночные оси и сближенные оси (сдвоенные, строенные и др.).
Одиночные оси автомобиля расположены друг от друга на расстоянии не менее 2,5 м.
Сближенные оси находятся на более близком расстоянии и могут объединяться по 2, 3, 4 или даже более осей, образуя так называемую «тележку«.
При определении нормативного значения нагрузки на ось необходимо также учитывать вид автомобильных колес.
Нюансы, связанные с допустимой грузоподъемностью
На практике, сделать расчет допустимой грузоподъёмности автомобиля попросту невозможно, если не принимать во внимание ряд важных особенностей. В данном случае речь идет про следующие нюансы:
- этот показатель присваивается к отдельному классу автомобилей в соответствии с действующим законодательством;
- реальная допустимая грузоподъемность авто может отличаться от того параметра, что прописан в ПТС автомобиля;
- на практике, точной классификации авто не существует, и все принятые стандарты имеют расплывчатые значения;
- рассчитываемый вес авто в данном случае принимается во внимание без учета массы присутствующего в салоне водителя;
- допустимая грузоподъемность — это максимальное значение, при превышении которого системы безопасности уже не обеспечивают должную защиту.
Если не учитывать эти моменты, то автомобилист попросту не сможет разобраться с таким термином, как допустимая грузоподъемность. А это очень важно, по той простой причине, что за нарушение установленных характеристик предусмотрен штраф.
Что влечет за собой превышение допустимой грузоподъемности
Многие современные автолюбители попросту не понимают, что превышение допустимого значения чревато самыми негативными последствиями. В частности, пренебрежение таким показателем может повлечь за собой следующее:
- существенно ухудшается управляемость транспортного средства;
- заметно возрастает тормозной путь в отличие от номинального;
- возникает риск опрокидывания авто в поворотах и при маневрировании;
- автомобиль начинает заносить, и он периодически отклоняется от курса;
- при выполнении маневра существенно возрастает центробежная сила;
- машина не гарантирует безопасность водителю и пассажирам;
- штатные механизмы и опоры могут выйти из строя из-за перегрузки;
- существенно увеличивается расход топлива.
Примечательно, что превышение допустимой грузоподъемности негативно влияет практически на все моменты. Однако, в то же самое время авто более уверенно держит дорогу, так как заметно возрастает его масса.
Если сведения о массе груза намеренно искажены
Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.
Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.
Типы транспортных средств
Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).
Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.
Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.
Сколько будем платить за перегруз
Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.
По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.
Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.
Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.
Габаритный размер грузового транспорта фиксируют международные стандарты, постановления ряда государств. Регулировка служит для обеспечения безопасности перемещения, сохранности и целости груза. В Европейском Союзе введена упрощенная система соответствующих правил. Они нацелены на формирование одинаковых условий, на стимулирование перевозок между странами, входящими в состав ЕС. Ранее свод данных правил использовался, чтобы избежать ситуации, когда размер груза не соответствует передачи на железнодорожный транспорт.
Директива Совета Европейского Союза 1996 года регламентировала как массу, так и размер разрешенного для перевозки груза. Ее требования соблюдаются во всех странах-участницах ЕС. Тем не менее, законы каждой страны могут так или иначе менять запреты и правила.
Существуют определенные знаки соответствия. Выдают их с учетом уровня выхлопа автомобиля, шума, который он издает, и так далее. Каждый присвоенный грузовому транспортному средству знак обязательно подтверждается соответствующими сертификатами. Знаки получают на борт транспортных средств. Примеры подобных знаков: «ЕВРО-3 безопасный», «ЕВРО-4», «ЕВРО-5» и так далее.
Изменения с 2024 года
С 1 января 2024 года вступают в силу новые правила, которые касаются владельцев Газель перегруз. Главное изменение заключается в ужесточении наказания за нарушение норм перегрузки.
Теперь, если автомобиль будет грубо превышать допустимую грузоподъемность, то владельцу грозит административная ответственность. Конкретные санкции будут зависеть от степени перегрузки и количества нарушений, совершенных за определенный период.
За первое обнаруженное нарушение, сумма штрафа составит от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. В случае повторного нарушения в течение года, владельцу придется заплатить от 200 тысяч до 500 тысяч рублей. Но это еще не все.
Помимо штрафа, в отношении водителя также могут быть применены следующие меры наказания:
- предупреждение;
- обязательные работы;
- ограничение свободы;
- арест до 15 суток;
- арест от 15 до 30 суток.
Если же перегрузка привела к происшествию на дороге, то владелец будет отвечать не только за превышение грузоподъемности, но и за последствия данного нарушения. В этом случае, могут быть применены более жесткие меры наказания.
Итак, с 2024 года владельцам Газели перегруз стоит быть особенно внимательными к состоянию своих автомобилей и не превышать установленные нормы грузоподъемности. Нарушение этих правил может привести к серьезным последствиям, как финансовым, так и административным.
Следственные действия
Для выяснения обстоятельств и установления справедливости в отношении владельцев грузовых автомобилей «Газель» с перегрузом в 2024 году будут проводиться следственные действия. В ходе этих действий будут собираться и анализироваться доказательства, проверяться надлежащие лицензии и разрешения на перевозку грузов, а также проводиться перекрестные допросы свидетелей и участников дорожного движения.
Одним из главных следственных действий будет проверка весовых комплексов на пунктах взвешивания. Владельцам «Газелей» с перегрузом будет предоставлена возможность пройти взвешивание для дальнейшего принятия мер по имущественной ответственности.
Также, в ходе следственных действий будут изучаться и анализироваться данные с видеорегистраторов и камер наблюдения на дорогах. Это поможет установить фактические обстоятельства происшествий и точно определить виновность владельцев автомобилей с перегрузом.
В случае выявления фактов нарушения, владельцев грузовых автомобилей «Газель» с перегрузом ожидают серьезные административные наказания, которые включают в себя штрафы, лишение права управления транспортными средствами, а также арест автомобиля и его изъятие.
Наказание | Сумма штрафа (в руб.) |
---|---|
Первое нарушение общей массы ТС свыше 3,5 до 6 т. без использования тахографа |
30 000 |
Первое нарушение общей массы ТС свыше 6 до 10 т. без использования тахографа |
50 000 |
Первое нарушение общей массы ТС свыше 10 до 12 т. без использования тахографа |
75 000 |
Первое нарушение общей массы ТС свыше 12 до 20 т. без использования тахографа |
125 000 |
Первое нарушение общей массы ТС свыше 20 т. без использования тахографа |
200 000 |
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2022 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |
Увеличение порога массы для тяжеловесных ТС
Первое важное изменение касается статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Статья 29: Обязанности участников дорожного движения и других лиц, участвующих в использовании дорог
Пользователям автомобильных дорог запрещается
управлять на автомобильных дорогах тяжеловесными транспортными средствами с грузом или без груза и (или) с нагрузкой на ось, превышающей более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось и (или) негабаритными транспортными средствами и транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, без специальных разрешений, выданных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также управлять транспортными средствами с допустимой
ездить по автомагистралям на тяжелых автомобилях, перевозящих грузы без разделения на части
передвигаться по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах с грузом или без груза и (или) с нагрузкой на ось, превышающей более чем на десять процентов разрешенную массу транспортного средства и (или) разрешенную нагрузку на ось, и (или) крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, без специального разрешения, выданного в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также управлять транспортными средствами, имеющими разрешение
передвигаться по автомагистралям с тяжеловесными транспортными средствами, занятыми перевозкой грузов, которые не являются неделимыми, за исключением тяжеловесных транспортных средств с грузом или без груза и (или) нагрузки на ось, которые не превышают более чем на десять процентов допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось;
Так, пункт 2 предусматривает, что с 15 апреля 2022 года под запрет попадают только те большегрузные автомобили, общий фактический вес или фактическая нагрузка на ось которых превышает допустимый вес более чем на десять процентов. До 15 апреля 2022 года допустимое превышение составляло всего два процента.
В пункте 3 четко указано, что транспортные средства с общей массой или фактической нагрузкой на ось менее чем на 10% выше допустимого предела не запрещены.
Таким образом, с 15 апреля 2022 года требования к весу стали более мягкими. До 15 апреля 2022 года штраф за превышение весовой нормы начинался с 2 процентов и составлял 150 000 рублей.
Штрафы за нарушение правил эксплуатации тяжелых и крупногабаритных транспортных средств
С 15 апреля штрафы будут налагаться только при 10-процентном перевесе.
Другим не менее важным ориентиром является нагрузка на ось автомобиля.
Нагрузка на ось (нагрузка на ось) — это нагрузка, передаваемая на несущую (дорожную) поверхность колесами одной оси транспортного средства.
Грузовые автомобили (как одноосные, так и дорожные комплекты) могут иметь одиночные и сходящиеся оси (сдвоенные оси, рядные оси и т.д.).
Одиночные оси находятся на расстоянии не менее 2,5 м друг от друга.
Сходящиеся оси расположены ближе друг к другу и могут быть соединены 2, 3, 4 или даже более осями, образуя так называемую тележку.
При определении стандартной нагрузки на ось необходимо также учитывать тип колес автомобиля.
Одиночные колеса — это колеса, у которых на диске только одна шина.
Тандемные колеса — это колеса, у которых на одном ободе одновременно установлены 2 шины. Поэтому размеры обода отличаются от размеров обода односкатных колес. Тандемные колеса обычно устанавливаются на заднюю ось грузовиков, тракторов и полуприцепов.
Масса и грузоподъемность грузовых автомобилей
Полная масса транспортного средства – это максимально допустимый вес снаряженного автомобиля вместе с грузом. Исходя из этого, весь автотранспорт можно условно разделить на три категории:
Категория | Вес, т | Грузоподъемность, т |
Малотоннажный | менее 3.5 | от 0.5 до 2.5 |
Среднетоннажный | от 3.5 до 12 | от 1.5 до 8 |
Тяжелый (крупнотоннажный) | свыше 12 | свыше 8 |
Законодательные ограничения других стран
Отправляя груженый автомобиль за пределы России или за товаром, важно изучить законодательство, чтобы избежать штрафов, которые могут значительно сказаться на бюджете.
Ниже приведена таблица, с помощью которой можно определить полную допустимую массу автомобилей в некоторых странах.
Страны/автомобиль | двухосный | трехосный | четырехосный | прицеп в 2 оси | прицеп в 3 оси | автопоезд в 4 оси | автопоезд в 5 и 6 осей | автопоезд седельный 3 оси | автопоезд седельный 4 оси |
Польша | 19 | 26 | 30 | 18 | 24 | 37 | 40 | 29 | 38 |
Германия | 17 | 24 | 32 | 18 | 24 | 35 | 40 | 27 | 35 |
Франция | 19 | 26 | 26 | 19 | 24 | 38 | 40 | — | 38 |
Бельгия | 19 | 28 | 32 | 20 | 30 | 38 | 44 | 29 | 39 |
Испания | 20 | 26 | 26 | 20 | 26 | 38 | 38 | — | 38 |
Беларусь | 20 | 25 | 26 | 20 | 26 | 36 | 44 | — | 38 |
Казахстан | 18 | 25 | 32 | 18 | 24 | 32 | 44 | 28 | 38 |
Транспортные компании тщательно изучают информацию и законы других стран и страхуют тех, кто к ним обратился.
Нарушение знака с запретом проезда грузовых автомобилей
Вся ответственность за нарушение знака с запретом проезда грузовых автомобилей лежит на водителях. Госавтоинспекция или ГИБДД регулярно проверяют соблюдение этого запрета. Нарушители грозит штраф или другое наказание в соответствии с законодательством.
Знак, запрещающий проезд грузовиков, указывает на то, что некоторые дороги предназначены только для легковых автомобилей и запрещается въезд грузовым автомобилям, весогабаритным и грузовым составам. Это значит, что водители грузовиков не имеют права проезжать мимо такого знака и чтобы для них это было понятно, на знаке обычно нарисован грузовик с крестом на нем.
Покупатели грузовиков должны быть особенно внимательны при покупке автомобиля – помимо исправности автомобиля необходимо проверить его допустимую массу и массу каждой его оси. Излишек массы является перегрузом и нарушением ПДД. В нашей стране введены штрафы за перегруз автомобиля, а также отстраняют от работы продавца, не спорящего с покупателем о сути и величине нарушения. Важная часть ответственности будет на покупателе грузовика – ведь именно он должен рассчитывать переход между двумя массовыми группами продавцом авто.
Чтобы добиться снижение перегруза грузовых автомобилей, были введены новые изменения в отношении контроля и штрафов. Величина штрафа считается исходя из разницы между фактической массой грузового автомобиля и его допустимой массой. Покупатели грузовиков обязаны рассчитать допустимую загрузку автомобиля и следить за ее соблюдением.
Наказания за нарушение знака с запретом проезда грузовых автомобилей могут быть различными и зависят от конкретной ситуации. В зависимости от степени нарушения водителю грозит либо расчетный штраф за перегруз, либо лишение прав или административное наказание. Все это делается в целях обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения повреждений дорожного покрытия.