Могут ли забрать за долги единственную квартиру
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли забрать за долги единственную квартиру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вы идете в ногу со временем и решили перебраться. Вы пожелали из старой дедушкиной «хрущевки», полученной по наследству, переехать в новые модные апартаменты в стиле LOFT, расположенные в одной из бывших промышленных зон города Москвы. Похвально!
Пример № 2. «Жертва моды» или можно ли жить в апартаментах
Но есть один нюанс — по действующему законодательству апартаменты являются нежилой коммерческой недвижимостью, а не жилыми помещениями. Возможно, вы скажите: «как так, в них же можно жить!». И вы будете по-своему правы.
Жить в них никто не запрещает, но вот сделать постоянную регистрацию в своих апартаментах вы не сможете, вам дадут только временную.
В связи с тем, что апартаменты не относятся к жилым помещениям, к ним предъявляется меньше требований, связанных, в том числе, с социальной инфраструктурой. Но также на них не распространяется действие имущественного иммунитета.
А это значит, что в случае если у вас не хватит денежных средств или иного имущества для полного погашения задолженности перед кредиторами, то в ходе банкротства ваши апартаменты будут выставлены на продажу. Даже если вам негде будет жить!
Пример № 3. «Красиво жить не запретишь или все-таки можно?»
Еще один пример, когда банк может забрать единственное жилье за долги по кредиту.
Теоретически давайте представим следующую ситуацию: вы являетесь счастливым обладателем скромного трехсотметрового единственного жилья с видом на Кремль. Но одновременно вы — обладатель астрономического долга перед кредиторами (предположим, банками), кредитные договоры с которыми заключены без ипотеки.
Но во время процедуры вашего банкротства собрание кредиторов, то есть банков, «по-братски» решает обеспечить вас другим жильем. Это жилье также пригодно для постоянного проживания, и находится на территории города-героя Москва. Но оно — с видом на Тульскую область (Новая Москва).
А вот ваши царских хоромы банки предлагают продать, и за счет вырученных средств погасить долги.
На сегодняшний день, данная процедура законодателем не предусмотрена. Но она также и не запрещена! А это позволяет кредиторам пользоваться данной лазейкой для защиты своих прав и законных интересов.
Интересен еще и тот факт, что главный российский суд высказался против такого добровольно-принудительного обмена. Казалось бы, что тема на этом должна быть закрыта, однако в том же документе Верховный суд делает оговорку о «роскошном жилье, превышающим разумную потребность в жилище», оставляя поле для маневра и надежды кредиторам.
В 2021 году по поводу единственного, но при этом роскошного жилья успели высказаться и Конституционный (в конце апреля), и Верховный суды (в августе). Общий итог таков — излишнее по площади для проживания должника и его семьи жилье можно изымать и продавать, если должник приобрел его в тот период, когда он уже имел долги перед кредиторами.
Но такое жилье может быть продано только в том случае, если кредиторы приобретут должнику квартиру, приемлемую по нормам санитарных и жилищных стандартов того региона, где живет должник.
Может ли банк забрать единственное жилье за долги по кредиту
- При обращении взыскания за долги по ипотеке банк без проблем продаст заложенную квартиру. Ему достаточно подтвердить наличие зарегистрированного залога. Если после реализации квартиры и погашения долга останется разница, деньги передадут должнику. Сохранить квартиру при взыскании долга по ипотеке практически невозможно.
- Если ипотеки нет, то единственное жилье за кредит не продадут, даже если суммы многомиллионные. Работает иммунитет — на торги пойдут гараж, дача, акции, машина, телевизор и фотоаппарат, но не жилье.
- Не могут забрать за долги квартиру по социальному найму. Такое жилье не принадлежит должнику, так как возникает только право пользования. Распоряжаться квартирой по социальному найму может только наймодатель (например, муниципалитет).
За какие долги забирают единственное жилье
Закон не определяет перечня долгов, при образовании которых взыскание может быть обращено на единственное жилище. Прецедент создан, но это не означает, что повсеместно по требованию кредиторов будет изыматься единственное жилье должников и членов их семьи.
Пока что в безусловном порядке реализации подлежит только недвижимость, находящаяся в залоге. На такое имущество залогодержатель имеет преимущественное право. Поэтому если оно реализуется, требования залогодержателя удовлетворяются в первую очередь.
Относительно изъятия и продажи единственного незалогового жилья КС РФ обращает внимание на следующие моменты:
-
Должник не останется на улице. Взамен ему должно быть предоставлено иное, отвечающее нормам предоставления жилье в границах того района, где находилось изъятое и проданное.
-
Изъятию и реализации подлежит далеко не всякое единственное жилье. При решении вопроса, необходимо учитываться такой момент: выручка от продажи должна покрыть задолженность полностью либо большую часть долгов. В противном случае реализация нецелесообразна.
Условия подачи взыскания на квартиру
- если взыскатель подал исполнительные документы в ФССП, а пристав возбудил производство
- если требование взыскателя касаются денежных средств или имущества
- если наличных средств, остатков на банковских счетах и остального имущества недостаточно для полного расчета с взыскателем;
- если объект недвижимости находится в собственности должника (исключением может выступать, если недвижимость зарегистрирована на супруга, однако была приобретена на общие средства)
- если сумма долга соразмерна равна стоимости объекта недвижимости. Если же, например, сумма долга равно 100 тыс. рублей, в продажа недвижимости нет необходимости
Что такое единственное жилье?
Для начала важно разобраться, что является единственным жильем?
В соответствии со статьей 446 ГПК РФ – это квартира или дом с земельным участком, которые находятся в полной или долевой собственности должника и членов его семьи, и является единственным пригодным для проживания помещением.
При проведении процедуры банкротства, единственная недвижимость исключается из состава конкурсной массы (имущество, которое будет продано с аукциона в счет погашения долгов).
Нужно быть внимательным с формулировкой «пригодное для проживания», так как, например, дача или иное помещение, не зарегистрированное как жилое, не будет признано таковым.
Если должник проживает в другом месте, например, в квартире родителей или на съемной квартире в другом городе, а в его собственности находится только одна пригодная для проживания жилплощадь, в которой он зарегистрирован, то ее тоже не имеют права включать в состав конкурсной массы, поскольку факт проживания в другом месте не порождает прав владения имуществом.(Стоит отметить, что если человек имеет в собственности единственную квартиру, в которой не зарегистрирован, то единственным жильем она считаться не будет, например, человек прописан в квартире родителей, но имеет отдельную жилплощадь, его единственным жильем будет считаться квартира, где он зарегистрирован, а квартира, находящаяся в собственности, будет включена в конкурсную массу).
Часто возникает вопрос, что если квартир несколько, но одна из них оформлена на жену. Такое имущество признается совместно нажитым и подлежит реализации. Если муж вступает в процедуру банкротства его часть от продажи недвижимости пойдет на погашение долга, а оставшуюся часть вернут жене.
Будет ли продано единственное жилье при банкротстве?
Могут ли отобрать единственное жилье за долги — вопрос очевидный. За исключением редких случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством, продать такой объект не получится. Он останется в собственности должника. Даже если у него нет иной собственности, за счет которой возможно исполнение обязательств перед кредиторами.
Забрать единственное жилье за долги и, впоследствии, реализовать его с торгов могут только если оно куплено в ипотеку. В 2021-2022 годах начала появляться судебная практика, согласно которой продавалась единственная жилая недвижимости, при условии, что ее площадь явно превышает потребности семьи должника. При этом ему приобретался иной объект, соответствующий действующим нормативом. Точку в спорах на тему “могут ли банки забрать единственное жилье” поставил Конституционный суд в постановлении №11-П.
Можно ли самому продать недвижимость, чтобы она не ушла с молотка?
Первое, что сделает суд в самом начале процедуры банкротства — составит перечень имущества. На все объекты будет наложено обременение, а именно — запрет регистрационных действий. Соответственно, собственник не сможет продать дом или квартиру с целью сокрытия имущества.
Некоторые переоформляются жилье еще до начала процедуры банкротства. Особенность процедуры в том, что судом будут пересмотрены сделки за последние три года. Если будут обнаружены признаки их фиктивности или притворства, они могут быть пересмотрены.
Суд обратит внимание на следующие факторы:
- Как давно был заключен договор. Чем ближе к моменту подачи заявления о банкротстве, тем больше подозрений он вызовет.
- На основании какого договора была передана недвижимость. Дарение вызовет больше подозрений.
- Какова стоимость жилья. Заниженная цена также будет основанием для перепроверки договора.
- Кому был передан объект. Заключение договора с близкими родственниками заставит суд перепроверить обстоятельства.
В случае злоупотребления правом суд может лишить должника исполнительского иммунитета в отношении его единственного жилья
Очень часто должники совершают действия, направленные на создание формальной видимости наличия у них только одного жилого помещения. После чего они просят суд распространить на такое жилье исполнительский иммунитет.
Такие действия суд может квалифицировать как злоупотребление правом и лишить должника исполнительского иммунитета в отношении его якобы единственного жилья на основании ст.10 ГК РФ.
Здесь показательно “дело Фрущака” (определение Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 305-ЭС18-15724). В этом деле Фрущак А.В. сделал все, чтобы у него осталось только одна квартира. Еще до возникновения долга он отказался от приватизации своей первой квартиры в пользу своей дочери, но сохранил право пользования этой квартирой и продолжил в ней проживать. После возникновения долга он приобрел другую квартиру, но продолжил проживать в первой. После чего он снялся с регистрационного учета по месту жительства в первой квартире, т.е. добровольно отказался от права пользования ею. Также он попытался вывести спорную квартиру в собственность супруги, а та — в собственность дочери. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение и поручил судам дать оценку доводам кредитора о недобросовестности должника и злоупотреблении им правом.
В постановлении от 26.04.2021 № 15-П (дело Ревкова) Конституционный Суд РФ подтвердил, что на основании ст.10 ГК РФ должнику может быть отказано в предоставлении исполнительского иммунитета, если по делу установлено, что “само приобретение жилого помещения, формально защищенного таким иммунитетом, состоялось со злоупотреблениями” (например, когда должник купил свое единственное жилье уже после возбуждения исполнительного производства, не вернув долг кредитору).
В определении от 26.07.2021 № 303-ЭС20-18761 (дело Балыкова) Верховный Суд РФ также указал, что если должник в преддверии банкротства изменил регистрацию по месту жительства с исключительной целью создания объекта, защищенного исполнительским иммунитетом, такие действия могут быть квалифицированы как злоупотребление правом и суд вправе отказать в применении исполнительского иммунитета к такому объекту.
Законопроекты об изъятии единственного жилья у должника
В конце 2016 года Министерство юстиции Российской Федерации подготовило первую редакцию законопроекта о внесении поправок в Гражданский процессуальный кодекс РФ (статьи 446 и 447) согласно которым предлагалось сохранить неприкосновенность единственного жилья лишь в том случае, если площадь жилья не превышает размера 2х-кратной нормы площади на должника и членов его семьи.
Данная версия законопроекта об изъятии у должников единственного жилья,предлагала сохранить право на единственное жилье, но ограничить его суммой и квадратными метрами. Согласно тексту законопроекта, единственное жилье «могут забрать за долги»:
- Если его площадь превышает двукратную норму площади на должника и членов его семьи;
- Если его рыночная стоимость превышает в два и более раза среднерыночную стоимость жилья аналогичной площади в данном регионе;
- За долги личного характера: алименты, вред здоровью, моральный вред и т.д.,
за кредитные и иные долги — лишь в том случае, если кредит был взят после вступления в силу закона.
Признаки единственного жилья
Как доказать, что арестованная квартира или иное жилое помещение для должника является единственным жильем? Для этого должны учитываться следующие правила:
- пристав обязан запросить Росреестр о правах должника на недвижимость, либо выписку ЕГРН может получить сам должник, члены его семьи;
- обратиться взыскание можно на единственную квартиру в собственности, если должник и его семья владеют другой жилплощадью по договору соцнайма (такие вопросы неоднократно подтверждались судебной практикой);
- нельзя обратиться взыскание на квартиру, если у должника есть другая недвижимость, однако она непригодна для проживания.
Как доказать, что жилье единственное?
В случае если иное имущество должника реализовано, то взыскания накладываются на недвижимое имущество должника, при этом Должнику следует доказать, что жилье единственное, чтобы не остаться на улице, после ликвидации долгов.
Данные факты наилучшим образом подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в котором можно получить выписку о наличии недвижимого имущества по всей России за гражданином, однако следует учесть, что данный содержит сведения об имуществе только с 1999 года.
До данного периода данная деятельность велась Бюро технической инвентаризации, то есть для подтверждения отсутствия иного имущества также следует получить справку об отсутствии имущества из данной государственной организации.
Условие 3: Выручка от замены жилья не должна быть малозначительной по сравнению с суммой долга
Дело А73-12816/2019 касалось частного предпринимателя из Хабаровска. Он был прописан в квартире своей матери, но построил собственный дом. Через два дня после того, как суд объявил о банкротстве, мужчина оформил право собственности на дом, зарегистрировал его там и подал иск, чтобы его дом был освобожден от фонда банкротства, что позволило бы ему погасить долги как единственное жилье.
Первые два суда постановили, что бизнесмен действовал недобросовестно, зарегистрировав дом, чтобы избежать обращения взыскания. Суд по делам об уничтожении постановил, что изменение регистрации не доказывает, что должник действовал недобросовестно. Суд принял дело предпринимателя к рассмотрению.
Верховный суд РФ занял третью позицию и на основании своего постановления № 15-П от 26 апреля 2021 года указал, что суд разобрался в споре очень поверхностно, не установив фактическое место жительства должника. Самое главное, что в нем не учитывалась возможность получения альтернативного жилья вместо «элитного» в процессе банкротства.
- Площадь новой квартиры не должна быть меньше той, которая разрешена местными правилами предоставления жилья в соответствии с Законом о социальной аренде.
- Заменяющая квартира должна находиться в том же муниципалитете, если это возможно.
- Чтобы предоставить должнику заменяющий дом, финансовый управляющий его имуществом должен созвать и провести собрание кредиторов для определения рыночной стоимости дома или квартиры, суммы затрат на их продажу и стоимости нового дома.
Верховный суд подчеркнул, что администратор должен оценивать конечный баланс после каждой транзакции. Если она окажется незначительной по сравнению с суммой задолженности, то продажа квартиры или дома может иметь только карательную функцию и не является эффективным способом погашения долга. Верховный суд Российской Федерации передал дело на повторное рассмотрение.