Периодичность проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Периодичность проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок введения новых правил инвентаризации, установленных ФСБУ 28/2023, – один из ключевых вопросов для предприятий. Новый стандарт начнет работать с 1 января 2023 года и затронет все компании, включая крупные корпорации и малые предприятия.
Обязательное проведение инвентаризации
Проведение инвентаризации обязательно в случаях, установленных законодательством РФ, а также в случаях, прописанных в ФСБУ 28/2023 (см. таблицу 2).
Таблица 2
Случаи обязательного проведения инвентаризации, установленные ФСБУ 28/2023 |
Особенности обязательного проведения инвентаризации |
При составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Экономический субъект вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в пять лет, иных основных средств – один раз в три года. Инвентаризация осуществляется по состоянию на отчетную дату, за исключением активов, относящихся к основным средствам, нематериальным активам, капитальным вложениям, запасам, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация активов, относящихся к запасам, может проводиться в период их наименьших остатков |
При передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов экономического субъекта |
Инвентаризация осуществляется непосредственно перед передачей (возвратом) в аренду, управление, безвозмездное пользование, перед отчуждением |
При смене работника, на которого возложена материальная ответственность |
При смене работника, на которого возложена материальная ответственность, руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов (при коллективной (бригадной) материальной ответственности) инвентаризация проводится по состоянию на день приемки-передачи дел. По требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности) – непосредственно по факту предъявления требования |
При смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности) |
|
При установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов |
Инвентаризация проводится непосредственно по установлению такого факта |
В случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация |
Инвентаризация осуществляется непосредственно по окончании соответствующего события (при наличии возможности проведения инвентаризации в данный срок) |
При реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования |
Инвентаризация проводится перед составлением передаточного акта или разделительного баланса |
При ликвидации организации |
Инвентаризация осуществляется перед составлением промежуточного ликвидационного баланса |
Порядок проведения инвентаризации
При проведении инвентаризации фактическое наличие должно выявляться по всем активам и обязательствам, считающимся объектами этой инвентаризации. Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем установления их действительного существования, оценки их состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта.
Фактическое наличие объектов инвентаризации должно определяться:
-
путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра. В случае, когда применение способов выявления фактического наличия отдельных видов активов, предусмотренных ФСБУ 28/2023, невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация);
-
путем проверки документов, выполнения расчетов в отношении активов, относящихся к нематериальным активам и капитальным вложениям в них, денежным средствам на счетах в кредитных и иных организациях, финансовым вложениям, дебиторской задолженности, и иных аналогичных активов, обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, источников финансирования деятельности экономического субъекта, объектов бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не признаются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности, имущественных прав и обязательств, не учтенных экономическим субъектом.
Как работать с результатами инвентаризации
Если выявлены расхождения между фактическим наличием активов и сведениями о них в регистрах бухучета, то такие результаты нужно правильно квалифицировать. Для этого определяют:
- есть ли излишек активов;
- каков размер недостачи – в пределах, сверх норм естественной убыли и пр.;
- возможна ли продажа или использование поврежденных, испорченных активов (например, в качестве лома или при разборе на запчасти);
- есть ли пересортица;
- можно ли возместить недостачу, списать обязательства или дебиторскую задолженность (как сомнительную или безнадежную).
Результаты инвентаризации фиксируются на дату проведения процедуры в следующем порядке:
- Излишки активов включают в доходы по их балансовой стоимости (если это значение неизвестно, то по балансовой стоимости аналогичных активов).
- Недостачу относят на виновных лиц (при наличии оснований для возмещения), либо заносят в расходы по балансовой стоимости.
- Расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств принимают к учету в суммах, которые отражены в подтверждающих документах.
- Расхождения в оценочных обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах принимают к учету по суммам, которые можно подтвердить расчетами.
- В случае пересортицы зачет излишков или недостач возможен в исключительных случаях при соблюдении следующих условий: один период, одно материально ответственное лицо, активы одного наименования и в тождественных количествах.
Изменения в стандарте проведения инвентаризации
Введение нового стандарта ФСБУ 28/2023 по инвентаризации привнесет ряд изменений в процесс проведения данной процедуры.
В первую очередь в новом стандарте пересматривается определение значимых отклонений. Ими будут считаться те, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность организации и привести к неправильному пониманию финансового положения предприятия. Это позволит улучшить точность и надежность проводимой инвентаризации.
Другое важное изменение связано с расширением списка обязательных документов при проведении инвентаризации. От компаний потребуется предоставлять более подробную информацию о движении активов и обязательств за определенный период. Это позволит контролировать происхождение и использование активов более эффективно.
Новый стандарт устанавливает более жесткие требования и к проведению инвентаризации с использованием технологий. Теперь компаниям необходимо внедрять электронные системы учета и контроля, которые позволят автоматизировать процесс инвентаризации и обеспечить более точные результаты.
Еще одно значимое изменение связано с обязательным проведением независимой проверки результатов инвентаризации. Это позволит уменьшить вероятность возникновения ошибок и мошенничества при проведении данной процедуры. Независимая проверка будет осуществляться специализированными аудиторскими организациями.
Изменение стандартов по инвентаризации поможет повысить качество и достоверность полученных результатов. Обновленные требования помогут минимизировать риски ошибок и мошенничества, а также повысить доверие со стороны заинтересованных лиц. Руководителям организаций уже сейчас нужно начинать подготовку к внедрению нового стандарта и привести свои системы учета в соответствие с его требованиями.
Последствия непроведения инвентаризации
Наказание за непроведение инвентаризации законодательством не предусмотрено. Однако, если организация не провела инвентаризацию при составлении годовой отчетности, то налоговый орган может посчитать такую отчетность недостоверной и привлечь организацию к административной ответственности по п. 1 ст. 120 НК с наложением штрафа в размере 10 000 руб. Руководителя и главного бухгалтера также могут наказать штрафом в размере от 5 000 до 10 000 руб. за грубое нарушение требований к бухучету и бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 15.11 КоАП).
Кроме того, без проведения инвентаризации организация не сможет:
- получить положительное аудиторское заключение;
- своевременно устранить ошибки в бухгалтерском и налоговом учете.
Оформление документов по инвентаризации объектов ОС
Унифицированные формы документов по оформлению инвентаризации утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.
В целях инвентаризации объектов основных средств применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись).
В инвентаризационной описи отражается следующая информация:
Графа |
Информация, отражаемая в инвентаризационной описи по объектам основных средств |
1 |
Порядковый номер |
2 |
Наименование объекта |
3 |
Для инвентарных объектов бухгалтерского учета – инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
4 |
Единица измерения |
5 |
Оценочная стоимость, которая определяется в отношении объекта: – предназначенного для реализации; |
6 |
Фактическое наличие (состояние) количества объектов |
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
8 |
Информация о состоянии объекта на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот (например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»)* |
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо – при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта (например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация») |
10* |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
11* |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
12* |
Балансовая стоимость объекта |
13 |
Количество объектов, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета |
14 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
15 |
Количество объектов, превышающих данные бухгалтерского учета |
16 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5) |
17 |
Количество объектов, в отношении которых инвентаризационной комиссией установлено их несоответствие условиям признания их активами |
18 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
19 |
Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах (об объектах учета, в отношении которых выявлена недостача, о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации и др.) |
Фактическое наличие денег в кассе организации определяют путем обязательного подсчета всех имеющихся в кассе банкнот и монет. При подсчете фактического наличия денежных знаков в кассе принимаются к учету все имеющиеся в ней наличные деньги, в том числе и в иностранной валюте.
Подсчет денег осуществляется в обязательном присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и кассира. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения данных о фактических остатках денежных средств в кассе, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
Инвентаризационная комиссия
Состав инвентаризационной комиссии учреждение утверждает самостоятельно. В пункте 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств рекомендуется включать в состав такой комиссии представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (например, экономистов).
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Специалисты финансового ведомства считают, что участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным, так как ее участие обеспечивает предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (Письмо Минфина РФ от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).
Вместе с тем в более позднем письме (от 19.05.2020 № 02-07-10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.
По мнению автора, решение о наличии бухгалтера в составе инвентаризационной комиссии находится в компетенции учреждения, а письма Минфина носят рекомендательный и разъяснительный характер.
Вводная информация об оформлении инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация в бюджетном учреждении является периодической процедурой, которая позволяет уточнить и актуализировать информацию о наличии и состоянии имущества. Она проводится с целью предотвращения потерь и злоупотреблений, а также чтобы иметь точные данные о финансовых ресурсах учреждения.
Важно отметить, что инвентаризация должна быть документально оформлена и иметь соответствующую юридическую силу. Это позволяет установить фактическое наличие и состояние имущества, а также определить возможные расхождения с бухгалтерскими данными.
При оформлении инвентаризации необходимо учесть ряд особенностей, связанных с бюджетным учреждением. Во-первых, следует придерживаться установленного порядка проведения инвентаризации, который предусматривает определенный период и определенные этапы работы.
Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на правильное оформление документации, такой как акты инвентаризации, протоколы и акты списания имущества. Вся документация должна быть строго оформлена в соответствии с требованиями законодательства и иметь подписи уполномоченных лиц.
Кроме того, важно организовать процесс инвентаризации таким образом, чтобы он был максимально прозрачным и надежным. В этом поможет использование современных информационных систем, которые позволяют автоматизировать учет и контроль имущества.
Таким образом, оформление инвентаризации в бюджетном учреждении является ответственным и важным процессом, требующим соблюдения определенных правил и рекомендаций. Надлежащее оформление инвентаризации поможет обеспечить актуальную информацию о имуществе учреждения и предотвратить возможные нарушения.
Последствия непроведения инвентаризации
Наказание за непроведение инвентаризации законодательством не предусмотрено. Однако, если организация не провела инвентаризацию при составлении годовой отчетности, то налоговый орган может посчитать такую отчетность недостоверной и привлечь организацию к административной ответственности по п. 1 ст. 120 НК с наложением штрафа в размере 10 000 руб. Руководителя и главного бухгалтера также могут наказать штрафом в размере от 5 000 до 10 000 руб. за грубое нарушение требований к бухучету и бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 15.11 КоАП).
Кроме того, без проведения инвентаризации организация не сможет:
- получить положительное аудиторское заключение;
- своевременно устранить ошибки в бухгалтерском и налоговом учете.
Как оформить инвентаризацию документально
Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.
Имущество, проверяемое в процессе инвентаризации | Унифицированная форма |
основные средства | ИНВ-1, ИНВ-18 (сличительная ведомость) |
нематериальные активы (НМА) | ИНВ-1а, ИНВ-18 (сличительная ведомость) |
товарно-материальные ценности | ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-19 (сличительная ведомость) |
товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении или в пути | ИНВ-5, ИНВ-6 |
наличные денежные средства | ИНВ-15 |
драгметаллы, драгоценные камни | ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9 |
ценные бумаги и БСО | ИНВ-16 |
дебиторская, кредиторская задолженности | ИНВ-17 |
Если при инвентаризации выявлены недостачи или излишки, оформляется сличительная ведомость. Итоговым документом, в котором отражается вся информация по проведенной инвентаризации, является ведомость учета результатов инвентаризационной проверки. Унифицированная форма этого документа — ИНВ-26.
Издание приказа о проведении инвентаризации
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Как в 2022 году заполнить решение о проведении инвентаризации
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) составляется комиссией учреждения по видам документов и ответственным лицам с указанием места и даты проведения инвентаризации, распиской ответственного лица.
В данной описи отражаются:
- наименование и код бланков строгой отчетности;
-
единица измерения;
-
сведения о фактическом наличии (цена, количество);
-
сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
-
сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам – количество и сумма).
Инвентаризационная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) формируется комиссией учреждения и отражает на дату проведения инвентаризации:
-
сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);
-
сведения по недостаче и по излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;
-
номера последних приходного и расходного кассовых ордеров.
Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию оборудования, не учтенного на балансе учреждения
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, |
|
Дебет |
Кредит |
||
Оприходованы |
110134310 |
140110180 |
50 000 |
Пример 2. В ходе инвентаризации установлена недостача производственного инвентаря первоначальной стоимостью 60 000 руб. и суммой начисленной амортизации 10 000 руб. Руководством определено виновное лицо, с которого будет взыскиваться рыночная стоимость производственного инвентаря в размере 35 000 руб. Виновное лицо согласилось возместить ущерб добровольно. Отражение в бюджетном учете операций по списанию недостачи производственного инвентаря приведено в табл. 2.
Шаг 2. Составление графика проведения инвентаризации
После утверждения методики инвентаризации и проведения предварительных мероприятий необходимо составить график проведения инвентаризации. График представляет собой план работы по проведению инвентаризации в определенные сроки и с указанием ответственных лиц.
Важно учесть количество объектов, которые требуется просмотреть и инвентаризировать, а также их сложность и объем. Для составления графика также необходимо учесть наличие других задач, которые выполняются в бюджетном учреждении, чтобы найти оптимальные сроки проведения инвентаризации.
График проведения инвентаризации может включать следующие этапы:
- Подготовка документации для проведения инвентаризации
- Организация комиссии по проведению инвентаризации
- Назначение ответственных лиц за отдельные объекты или группы объектов
- Проведение физического подсчета и проверки наличия объектов
- Формирование актов инвентаризации
- Сверка данных фактического состояния с учетными данными
- Устранение расхождений и обновление учетной информации
- Подготовка отчета по результатам инвентаризации
График проведения инвентаризации может включать дополнительные этапы в зависимости от особенностей бюджетного учреждения и его деятельности. Длительность каждого этапа исчисляется в рабочих днях и должна быть реалистичной, чтобы обеспечить качественное проведение инвентаризации.
Этап | Срок начала | Срок окончания | Ответственное лицо |
---|---|---|---|
Подготовка документации | 10.01.2024 | 15.01.2024 | Иванов И.И. |
Организация комиссии | 16.01.2024 | 20.01.2024 | Петров П.П. |
Проведение подсчета | 21.01.2024 | 31.01.2024 | Сидоров С.С. |
Формирование актов | 01.02.2024 | 10.02.2024 | Смирнова А.А. |
Приведенный пример графика является исключительно условным и может быть изменен в соответствии с особенностями конкретного бюджетного учреждения.
Шаг 5. Оформление результатов инвентаризации
После прохождения всех предыдущих этапов инвентаризации необходимо оформить полученные результаты. Это позволит иметь документальное подтверждение проведения инвентаризации и использовать его при составлении бухгалтерской отчетности и подготовке отчетной документации.
1. Составление акта инвентаризации. На данном этапе необходимо составить акт инвентаризации, в котором фиксируются результаты инвентаризации – имущество, его количество, стоимость и прочие атрибуты. В акте также указываются результаты проверок и выявленные несоответствия.
2. Утверждение акта инвентаризации. Подписанный акт инвентаризации должен быть утвержден руководителем бюджетного учреждения или уполномоченным им органом управления. Утверждение гарантирует правомерность проведения инвентаризации и дает возможность использовать результаты в официальных документах.
Порядок проведения инвентаризации
При проведении инвентаризации фактическое наличие должно выявляться по всем активам и обязательствам, считающимся объектами этой инвентаризации. Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем установления их действительного существования, оценки их состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта.
Фактическое наличие объектов инвентаризации должно определяться:
-
путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра. В случае, когда применение способов выявления фактического наличия отдельных видов активов, предусмотренных ФСБУ 28/2023, невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация);
-
путем проверки документов, выполнения расчетов в отношении активов, относящихся к нематериальным активам и капитальным вложениям в них, денежным средствам на счетах в кредитных и иных организациях, финансовым вложениям, дебиторской задолженности, и иных аналогичных активов, обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, источников финансирования деятельности экономического субъекта, объектов бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не признаются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности, имущественных прав и обязательств, не учтенных экономическим субъектом.