Какие налоги платили в СССР физические лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платили в СССР физические лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.
Налог с оборота представил собой фиксированный налог государства. Его мобилизация в бюджет происходила под видом исчисления разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия на продукцию, которая подлежала обложению данным налогом, либо на основании ставок в рублях и копейках с единицы измерения продукции, или в процентах к выручке от реализации. Налог с оборота представлял собой достаточно важный инструмент государственного регулирования рентабельности продукции, предприятия. Также стоит отметить, что данный налог кроме всего прочего являлся основным источником регулирования территориальных бюджетов, в которые он поступал по ежегодным утверждённым нормам отчислений в территориальный бюджет от суммы налога мобилизуемой на территории административно-территориальной единицы.
Советская власть буквально в первые годы своего правления ввела различные косвенные налоги в налоговую систему страны с целью обеспечения доходов бюджета страны.
Во времена новой экономической политики были введены акцизы. Основное, что их отличало от дореволюционной системы – государственное регулирование розничных цен и обложение в большинстве своём товаров, которые не были в списке товаров первой необходимости и предметов роскоши. Акцизы в бюджет вносились предприятиями, что предоставляло возможность государству осуществлять межотраслевые и межтерриториальные перераспределения финансовых ресурсов.
Расширение государственного сектора негативно повлияло на роль акцизов в государственном секторе, а в 1930 г. их и вовсе отменили.
Помимо тех налогов, которые были перечислены выше, в налоговую систему СССР были включены различные сборы и пошлины.
Состав и структура налоговой системы СССР
Подробно ознакомиться с составом и структурой налоговой системы в СССР, которая действовала в период с 1930 до 1980-х гг. можно с помощью таблицы ниже.
Статья | 1933 | 1940 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1989 |
Доходы — всего | 4,6 | 18,0 | 12,3 | 77,1 | 302,7 | 101,0 | |
В том числе: Налог с оборота | 2,7 | 10,1 | 23 | 31,3 | 10,1 | 1,1 | 111,1 |
Платежи из прибыли | 0,3 | 2,2 | 1,0 | 18,6 | 54,2 | 89,8 | 115,5 |
Подоходный налог с кооперации колхозов и предприятий общественных организации | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 1,8 | 1,2 | 1,7 | 1,2 |
Государственные налоги с населения | 0,3 | 0,9 | 3,6 | 5,6 | 12,7 | 24,5 | 41,7 |
Исторический обзор налоговой системы в СССР
В течение своего существования налоговая система в Советском Союзе претерпела множество изменений и эволюций. С самого начала существования СССР в 1922 году, государство стремилось установить свою налоговую политику, которая отличалась от системы предшествующего режима.
Первым налогом, введенным Советским правительством, был налог на доходы и имущество предпринимателей и капиталистов. Вслед за этим был введен налог на прибыль предприятий и организаций. Эти налоги служили основным источником доходов государственного бюджета СССР и использовались для финансирования государственных программ и проектов.
В 1930-х годах в СССР была проведена серия реформ налоговой системы. Одна из самых значительных реформ была связана с введением налога на собственность. Этот налог взимался с граждан и организаций в зависимости от их имущественного положения. Активно развивалась также система прогрессивного налогообложения, в рамках которой налоговая ставка возрастала по мере увеличения дохода.
В следующие десятилетия в СССР существовала сложная система налогов и обязательных сборов, включающая налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, акцизы и другие. Важно отметить, что большая часть налоговых поступлений шла на финансирование социальных программ и развитие экономики.
В конце 1980-х годов и начале 1990-х годов с началом перестройки и распада СССР, налоговая система также претерпела серьезные изменения. С ослаблением государственного контроля и переходом к рыночной экономике, были введены новые налоги и отменены некоторые старые.
Исторический обзор налоговой системы в СССР показывает, как государство использовало налоговую политику для финансирования своих программ и проектов, обеспечения социальной защиты граждан и стимулирования экономического развития.
Налоговая система после реформы 1930 года
Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.
Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109).
Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:
- доходы до 150 рублей налогами не облагались.
- от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
- от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
- от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.
От Победы до «перестройки»
После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953 году снижаются ставки рыночного сбора, в 1956 году отменяется патентный сбор.
В середине 1960-х годов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы.
В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства». Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 году вводятся рентные платежи и затем платы за фонды.
В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
Налог с оборота был фиксированным государственным налогом. Мобилизация в бюджет происходила под видом исчисления разницы между оптовой ценой отрасли и оптовой ценой предприятия на продукцию, облагаемую этим налогом, либо исходя из ставок в рублях и копейках за единицу измерения продукции или в процентах от выручки от продаж.
Налог с оборота был достаточно важным инструментом государственного регулирования рентабельности продукции предприятий. Также стоит отметить, что этот налог, помимо прочего, являлся основным источником регулирования территориальных бюджетов, так как поступал с ежегодными утвержденными ставками отчислений в территориальный бюджет от суммы налога, мобилизуемой на территории административно-территориального единица.
Примечание 4
Советское правительство буквально в первые годы своего правления ввело в налоговую систему страны различные косвенные налоги для обеспечения доходов бюджета страны.
В соответствии с новой экономической политикой были введены налоги. Главное, что отличало их от дореволюционной системы, — государственное регулирование розничных цен и налогообложение большинства товаров, не входивших в перечень товаров первой необходимости и предметов роскоши. Налоги уплачивались в бюджет предприятиями, что позволяло государству осуществлять межотраслевое и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов.
Примечание 5
Расширение государственного сектора отрицательно сказалось на роли налогов в государственном секторе, и в 1930 г они были полностью отменены.
Кроме перечисленных выше налогов, в налоговую систему СССР входили различные пошлины и налоги.
Система налогообложения и ее особенности
Система налогообложения в СССР была основана на принципах социалистической экономики. Государственные налоги с зарплаты считались одним из источников доходов государственного бюджета и использовались для финансирования различных социальных программ и государственных нужд.
Основным налогом, который платили физические лица в СССР, был единный налог на доходы физических лиц (ЕНВДФЛ). Он взимался прямо с заработной платы и составлял определенный процент от дохода работника.
ЕНВДФЛ распространялся на всех граждан, получающих зарплату, а также на другие источники доходов, такие как выплаты по социальному страхованию и пенсии.
Одной из особенностей системы налогообложения в СССР была прогрессивная ставка налога. Это означало, что процент налога увеличивался по мере увеличения заработка. Таким образом, люди с высоким доходом платили больше налогов по сравнению с теми, у кого доход был ниже.
Кроме ЕНВДФЛ, также существовали другие налоги, например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог на наследство.
Главной целью системы налогообложения в СССР было обеспечение финансовой устойчивости государственного бюджета и финансирование социальных программ. В то же время, эта система также была инструментом государства для контроля за доходами граждан и распределения ресурсов.
Наименование налога | Ставка налога | Объект налогообложения |
---|---|---|
Единый налог на доходы физических лиц | Прогрессивная ставка (увеличивалась по мере увеличения дохода) | Заработная плата, социальные выплаты |
Налог на прибыль организаций | Различался в зависимости от сферы деятельности и размера прибыли | Прибыль организаций |
Налог на имущество организаций | Различался в зависимости от стоимости имущества | Имущество организаций |
Налог на наследство | Зависел от стоимости наследства | Наследство |
Система налогообложения в СССР имела свои особенности, которые отличали ее от современных систем. Главной особенностью была прогрессивная ставка налога, которая позволяла государству получать больше доходов от людей с высокими зарплатами. Также следует отметить, что система налогообложения в СССР была частью общей социалистической экономической модели, в которой государство контролировало большую часть экономики и финансировало социальные программы.
Налоговая нагрузка на физические лица в СССР
В СССР налоговая система была устроена отличным от современного подходом. Вместо прямого налогообложения физических лиц, где налоговая база расчитывается на основе доходов и облагается определенной ставкой, в СССР была применена концепция «налоговых газет» – специальных выплат, которые принуждали физических лиц покрывать часть расходов государства.
Наиболее известная налоговая газета в СССР была «Газета Правительства СССР», которая включала такие оплаты, как «налог на служебное обедание» и «налог на патента». Также люди платили «налог на наркотики», «налог на богатство» и «налог на пользование общественным имуществом».
Однако из-за особенностей советской экономики, налоговая нагрузка на физические лица была довольно низкой. В СССР была развита система социальных гарантий, и государство активно финансировало жилье, образование, здравоохранение и обеспечивало бесплатный общественный транспорт. В связи с этим, многие расходы, которые сегодня покрываются налогами, были покрыты государством. Таким образом, налоговая нагрузка на физические лица была значительно ниже, чем сегодня.
Стоит отметить, что в СССР не было налоговой декларации, и налоги взимались автоматически из заработной платы. Также в СССР существовала прогрессивная шкала налогообложения, при которой высокооплачиваемые работники платили больший процент налога.
Доход | Ставка налога |
---|---|
До 500 рублей | 5% |
От 500 до 1000 рублей | 10% |
От 1000 до 5000 рублей | 15% |
Свыше 5000 рублей | 20% |
Кроме того, существовали дополнительные обязательные взносы, например, на пенсионное страхование и медицинское обслуживание.
Таким образом, в СССР налоговая нагрузка на физические лица была относительно низкой, но государство предоставляло широкий спектр бесплатных социальных услуг. Эта система налогообложения была своеобразным компромиссом между ожиданиями граждан и финансовыми возможностями государства.
Доходы с частного бизнеса
Какие налоги платили в СССР? На заре Советской власти местные бюджеты пополнялись в основном за счет «Разового сбора на торговлю». Этот налог был установлен 3.12.1918 г. На основании изданного правительством документа местные Советы взимали в городах разовый местный сбор с лиц, осуществляющих подвижную торговлю.
Помимо этого, власти существенно повысили установленные на реализацию предметов массового потребления. Эти сборы необходимо было платить собственникам предприятий, производящих облагаемые услуги или товары. В конце 1918 г. акцизы были упразднены. Их заменили прямым начислением к цене товара. Однако в ситуации все большей натурализации хозяйства поступления денег в бюджет резко снизились.
В апреле 1918 г. был введен косвенный налог «Особый пятипроцентный сбор». Суммы от его перечисления в бюджет планировалось направлять в виде помощи кооперированному населению. Налог, ставка которого составляла 5% от оборота частных торговых и кооперативных мероприятий, должен был стать стимулом для вступления граждан в ряды потребительских обществ, ведь после утверждения годовых отчетов сумма сбора возвращалась работникам. Пятипроцентный сбор был отменен в марте 1919 г.
Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.
Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.
В СССР налог на доходы являлся одним из важнейших источников государственного дохода. Поступления от налога на доходы использовались для развития экономики страны, финансирования социальных программ и обеспечения бюджета. Налог на доходы в СССР был обязательным для всех работающих граждан.
Ставка налога на доходы в СССР была прогрессивной и зависела от величины дохода. Чем больше зарабатывал гражданин, тем выше была его обязанность перед государством. Ставки налога на доходы могли изменяться в зависимости от изменений в законодательстве и экономической ситуации в стране.
Правительство СССР устанавливало льготы для определенных категорий налогоплательщиков. Например, ветераны Великой Отечественной войны и ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС освобождались от уплаты налога на доходы.
Система уплаты налога на доходы в СССР была достаточно сложной и формальной. Налоговые декларации заполнялись гражданами самостоятельно и сдавались в налоговые органы. Проверки со стороны налоговых служб были редким явлением, но налогоплательщик мог быть привлечен к ответственности за неправильное заполнение декларации.
Налог на доходы в СССР уплачивался гражданами с помощью специальных налоговых марок, которые приобретались в почтовых отделениях. Налоговые марки приклеивались на специальные бланки и сдавались в налоговые органы вместе с налоговой декларацией.
Система налогообложения в СССР имела свои особенности и была характерной для социалистической экономики. Налог на доходы в СССР был одним из инструментов государственного регулирования экономики и способствовал обеспечению социального равенства.
Налог на продажу товаров
В Советском Союзе существовала система налогообложения, которая включала налог на продажу товаров. Этот налог взимался с продавцов на территории СССР и влиял на их стоимость товаров. Налог на продажу товаров был одним из основных источников доходов государства.
Величина налога на продажу товаров зависела от различных факторов, таких как тип товара, его стоимость и местоположение магазина. Обычно налог составлял определенный процент от суммы продажи товара, и этот процент был установлен государством.
Налог на продажу товаров был включен в цену товара и выплачивался продавцами государству. Все товары, продаваемые в магазинах, подлежали обязательному налогообложению, что позволяло государству получать дополнительные средства для развития экономики и социальных программ.
Система налогов на продажу товаров в СССР имела свои особенности. Например, некоторые товары, такие как продукты питания и лекарства, могли быть освобождены от налогообложения или иметь льготные налоговые условия. Такие меры принимались для облегчения жизни населения и поддержки социально значимых отраслей экономики.
Известно, что существовала система контроля за оплатой налога на продажу товаров. Органы налоговой службы регулярно проверяли магазины и проверяли соответствие продаж и уплаты налога. В случае выявления нарушений предусматривались штрафы и другие санкции.
В целом, налог на продажу товаров был важной частью финансовой системы Советского Союза. Он позволял государству получать дополнительные средства, необходимые для развития экономики и поддержки социальных программ. Кроме того, он способствовал контролю за соблюдением налоговых обязательств и поддерживал порядок на рынке товаров.
Налогообложение в СССР
Введение
Налог (ст. 8 НК РФ) — это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги — наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».
Рассмотрение темы «Налогообложение СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1917-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.
Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи «военного коммунизма» и новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система периода Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 1960-х гг., изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР.
Таким образом, основной целью моей работы является — Изучение налоговой системы СССР от «военного коммунизма» до перестройки.
Задачи работы:
.Выявление основных этапов налогообложения в истории СССР в период с 1917 по 1991 г.г.
. Дать характеристику системы налогообложению на каждом этапе.
1. Налоги периода «Военного коммунизма»
До прихода к власти Российская социал-демократическая рабочая партия ( большевиков ) предполагала провести следующие основные мероприятия в сфере налогообложения: введение поимущественного и прогрессивно подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости м установление высоких косвенных налогов на предметы роскоши, однако финансовый кризис, усилившийся после октября 1917 г., не позволил осуществить эти преобразования. Основным источником бюджета становится эмиссия бумажных денег, а также осуществление на уровне местных органов власти контрибуций, т.е. принудительных денежных или натуральных поборов [1, c. 197].
Издание декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета ( ВЦИК ) и Совета Народных Комиссаров ( СНК ) от 30 октября 1918 г., гласило о введение «Единовременного чрезвычайного десятимиллиардного революционного налога», который дополнял собой систему регулярных прямых налогов. Цель налога: Изъятие денежных средств и их обращение на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны. Налог взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы вся часть налога пала бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян, а городская и деревенская беднота полностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались невысокими ставками. Чрезвычайный налог дал вместо десяти всего около 1,5 млрд. руб. [1, c. 198].
Одним из основных источников доходов местных бюджетов был «Разовый сбор за торговлю», первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. Этот налог позволял местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогам продажу товаров в разнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.
После Октябрьской революции 1917 г. существенно повышаются ставки «Акцизов» на предметы массового потребления. Сборщиками акцизов выступали собственники предприятий, производящие облагаемые товары или услуги, а его плательщиками — потребители при оплате товаров или услуг. В дальнейшем к концу 1918 г. акцизы были заменены на прямое начисление к ценам товаров, но их эффективность резко снизилась в результате натурализации хозяйства. В феврале 1920 г. взимание акцизов было приостановлено, поскольку а 1917 г. они обеспечили 17% всех доходов бюджета, то в 1918 г. только лишь 8,8%.
Результатом декрета СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. послужило введение одного из косвенных налогов, такого как «Особый пятипроцентный сбор». Целью взимания этого налога являлось помощь всему кооперированному населению. Налог взимался с кооперативных и частных торговый предприятий, который снабжали население предметами личного потребления и домашнего обихода. Размер сбора составлял 5% их оборота. Стимулирующим фактором вступления граждан в члены потребительских обществ, служил тот факт, что сумма сбора которая ими была уплачена в своих кооперативах возвращалась после утверждения годового отчёта общества. В связи с ликвидацией частной торговли и обязательного кооперирования всего населения в марте 1919 г. особый 5%-ый сбор был убран. Также стоит отметит, что данный вид налога бал прообразом налога на добавленную стоимость ( НДС).
В соответствии с декретом СНК от 14 августа 1918 г. вводится «Единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев», представлявшего разновидность целевого налога который был введён взамен контрибуций. Этот налог определял сумму сбора и современность перечисления ее в бюджет. Размер этого сбора определялся на основании расчётов и данных ведомости установленной формы. Плательщиками такого налога являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, которые имели рабочих. Результатом такого обложения стала его отмена после 11 месяцев ( он просуществовал до матра 1919 г.), поскольку он не дал ожидаемых результатов. [1, c. 199-200].
В дальнейшем система налогообложения заменяется системой «Продовольственной разверсткой». Смысл продразверстки заключался в следующем: Все крестьянские хозяйства подлежали обязательной сдачи государству всех излишков ( сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В дальнейшем в период Гражданской войны (1918 — 1920 г.г.) данный вид налогообложения являлся чрезвычайной мерой взимания, который собирался при тяжёлых военных и экономических положениях страны. Данный вид налога взимался только с отдельных губерний, но в дальнейший сбор производится по декрету СНК от 11 февраля 1919 г. «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства», который распространяется на всю территорию страны. При сборе учитывались посевные площади под отдельными сельскохозяйственными культурами, их урожайность, установлены государством нормы потребления сельскохозяйственных продуктов для сельского населения, а также потребности крестьянских хозяйств в семенах и фураже для скота. Продразверстка подлежала обязательному выполнению в установленный срок. К тем кто не сдал поставки в срок, при обнаружении ресурсов применялась такая санкция как изъятие излишек. При взимании соблюдался кассовый принцип: максимально высокому обложению подвергались кулацкие хозяйства, меньшему — середняцкие, частично или полное освобождение от продразверстки бедняки [1, с.201-202].
Влияние налогов на зарплату граждан в СССР
В СССР налоговая система была устроена таким образом, что налоги существенно влияли на зарплату граждан. Граждане выплачивали различные налоги, которые были удерживаемыми из их зарплат и прямо влияли на итоговую сумму, которая оставалась у работника после всех удержаний.
Зарплата в СССР включала в себя основную заработную плату и различные надбавки и доплаты. Однако, из этой суммы осуществлялись удержания, такие как налог на доходы физических лиц и налог на гражданство.
Налог | Ставка |
---|---|
Налог на доходы физических лиц | Удерживался прогрессивная ставка: от 13% до 30% в зависимости от суммы дохода |
Налог на гражданство | Составлял 1% от дохода |
Таким образом, чем выше был доход гражданина, тем больше он платил налогов и тем меньше оставалось денег в итоге после всех удержаний. В свою очередь, граждане с более низкими доходами платили меньше налогов, что позволяло им иметь более высокую чистую зарплату.
Это создавало некую социальную справедливость, так как богатые граждане выплачивали больше налогов, что вносило свой вклад в общественные фонды и помогало финансировать различные социальные программы и проекты. В то же время, низкооплачиваемые работники имели возможность получать небольшие зарплаты с минимальными налоговыми удержаниями.
Влияние налогов на зарплату граждан в СССР было значительным, и это был один из факторов, определяющих размер и структуру заработной платы в стране.