Когда нужно платить транспортный налог в 2024 году в Казахстане
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда нужно платить транспортный налог в 2024 году в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо официального сайта KGD.GOV есть и другие приложения, с помощью которых легко узнать сумму задолженности. Скачайте мобильное приложение E-Salyq Azamat. Перейдите в раздел «Налоговый кошелек» из личного кабинета. Подходит в том случае, если вы знаете сумму оплаты. Чтобы войти в приложение номер телефона должен быть зарегистрирован в базе по ИНН. Эта мера необходима для безопасности данных.
Налоги, связанные с заработной платой
Предприниматели, которые работают с любым режимом налогообложения, кроме патентного, могут привлекать наемных работников. Следовательно, за штат своих специалистов тоже придется платить налоги. Каковы ставки по этим налогам в РК в 2024 году?
- ИПН. Этот налог составляет 10% фиксированной ставки и распространяется на всех работников (и резидентов, и нерезидентов). ИПН удерживается с зарплаты каждого специалиста и перечисляется в бюджет.
- Социальный налог. Сегодня ставка равна 9,5%, но уже с 1 января 2025 года она достигнет 11%. Этот налог удерживается с работодателя, а не с дохода работника.
- Социальные отчисления. Они направляются в Фонд соцстрахования. Пока ставка равна 3,5%, но с 1 января 2025 года она увеличится до 5%.
-
Пенсионные взносы. Выплачиваются в Единый накопительный пенсионный фонд. Ставка – 10% от дохода. Кроме обязательных пенсионных взносов, существуют профессиональные пенсионные взносы. Их платят за тех специалистов, работа которых связана с рисками и предными условиями. В этом случае к 10% добавляется еще 5%.
Также с 2024 года компании будут вносить ОПВР – обязательные пенсионные взносы работодателя. По состоянию на 1 января 2024 года ставка достигнет 1,5%, а затем будет ежегодно увеличиваться вплоть до 5% к 2028 году. Эти взносы делают не за всех работников. К примеру, ОПВР не отчисляют за специалистов, которые достигли пенсионного возраста, а также за работников, которые родились после 1 января 1975 года. - Медстрахование (ОСМС). Ежемесячные отчисления в фонд социального медицинского страхования за счёт работодателя составляют 3%. Кроме того, с доходов работников каждый месяц работодатель удерживает 2% взносов на ОСМС.
Налоговые ставки на легковые авто с объемом двигателя более 3000 куб.см, произведенных или ввезенных в Казахстан после 31 декабря 2013 года
Объем двигателя, куб.см |
Налоговая ставка в МРП |
От 3 000 до 3 200 включительно |
35 |
От 3 200 до 3 500 включительно |
46 |
От 3 500 до 4 000 включительно |
66 |
От 4 000 до 5 000 включительно |
130 |
От 5 500 |
200 |
Как считать налог на транспорт в Казахстане?
Давайте на несколько примерах разберемся в тонкостях расчета налога на транспортные средства в 2023 году.
Пример 1. У нас автомобиль с объемом двигателя 1400 куб.см. Это достаточно простой вариант расчета. И здесь нам потребуется только первая таблица. Согласно указанным там данным, в нашем случае применяется ставка 2 МРП. Это значит, что сумма налога на транспорт за 2022 год составит 6 126 тенге.
Пример 2. У нас автомобиль с объемом двигателя 2000 куб.см. Этот вариант уже будет посложнее, поскольку объем превышает 1500 куб.см, а значит надо применять дополнительные коэффициенты. Базовый расчет по первой таблице показывает, что у нас будет 3 МРП. То есть это 9 189 тенге. Но это еще не все. Также мы должны посчитать по 7 тенге за каждый кубический сантиметр от нижней границы в их группе. В нашей первой таблице мотор объемом 2 литра попадает в группу от 1500 до 2000 куб.см. Наш мотор от нижней границы до своего фактического размера имеет 500 лишних куб.см. Значит, мы 500 умножаем на 7 тенге и получаем 3 500 тенге. Осталось сложить эту цифру и 9 189 тенге. На выходе получаем размер налога за 2022 год на уровне 12 689 тенге.
Пример 3. У нас есть солидный внедорожник с объемом двигателя 3600 куб.см. Данный автомобиль был привезен в Казахстан после 31 декабря 2013 года. При наличии таких условий мы должны считать налог уже по второй нашей таблице. Там базовый расчет покажет, что мы должны заплатить 66 МРП или 202 158 тенге. Но поскольку двигатель превышает установленные 1,5 литра опять применяются дополнительный коэффициент. Наш мотор по второй таблице попадает в группу от 3500 до 4000. От нижней границы до своего фактического размера двигатель имеет лишние 100 куб.см. За каждый нужно дополнительно заплатить по 7 тенге, то есть всего 700 тенге. Эту сумму добавляем к 202 158 тенге и получаем сумму транспортного налога за 2022 год на уровне 202 858 тенге.
Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными
Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.
«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин
Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.
«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан
В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.
«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.
Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.
Казахстанцы должны стать автомобильной нацией
Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.
«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.
При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.
Налоговые ставки для легковых авто
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
До 1 100 |
1 |
1 100 – 1 500 |
2 |
1 500 – 2 000 |
3 |
2 000 – 2 500 |
6 |
2 500 – 3 000 |
9 |
3 000 – 4 000 |
15 |
Свыше 4 000 |
117 |
Суммы налога на легковые автомобили и мотоциклы
Налог на легковые автомобили и мотоциклы в Казахстане варьируется в зависимости от различных факторов, включая тип транспортного средства, его возраст и рабочий объем двигателя.
Согласно новым правилам, введенным с 2024 года, суммы налога на легковые автомобили и мотоциклы будут определяться следующим образом:
- Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 3000 кубических сантиметров ставка составит 1,5% от стоимости автомобиля, но не менее 10 000 тенге.
- Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров ставка составит 3% от стоимости автомобиля, но не менее 20 000 тенге.
- Для мотоциклов ставка налога составит 1% от стоимости мотоцикла, но не менее 5 000 тенге.
Таким образом, владельцы легковых автомобилей и мотоциклов в Казахстане будут обязаны выплачивать налог в зависимости от спецификаций своего транспортного средства. Суммы налога будут использоваться для развития транспортной инфраструктуры и поддержки дорожной безопасности в стране.
Сроки и штрафы за неуплату налога на транспорт
В Казахстане установлены определенные сроки для оплаты налога на транспорт. Согласно законодательству, необходимо оплатить этот налог ежегодно до 1 апреля. При оплате после указанного срока взимается штраф.
Штраф за неуплату налога на транспорт зависит от количества дней, на которые задерживается платеж. Если платеж не был осуществлен вовремя, но позднее был оплачен в течение 30 дней после истечения срока, штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога.
Если оплата произведена с задержкой более 30 дней, но в течение 90 дней после истечения срока, штраф увеличивается до 30 процентов от суммы неуплаченного налога.
В случае неуплаты налога на транспорт более чем на 90 дней после истечения срока, величина штрафа составит 50 процентов от суммы неуплаченного налога и может быть дополнительно увеличена, если имеются повторные нарушения.
Поэтому очень важно своевременно оплачивать налог на транспорт, чтобы избежать неприятных последствий. Уплата налога поможет избежать наложения штрафных санкций и сохранить хорошую репутацию перед налоговыми органами.
Срок уплаты транспортного налога
Срок уплаты транспортного налога за 2024 год в Республике Казахстан составляет 15 января текущего года. Это означает, что все владельцы транспортных средств должны до указанной даты оплатить свой налог. В случае, если срок уплаты налога пропущен, государство имеет право наложить штрафные санкции. Поэтому важно не забыть об этом обязательстве и своевременно внести платеж.
Стоит отметить, что срок уплаты транспортного налога может отличаться в разных регионах Казахстана. Поэтому перед оплатой необходимо обратиться к местным органам налоговой службы или ознакомиться с информацией на официальных ресурсах. Также стоит помнить, что расчеты по налогу за каждый год производятся исходя из критериев, установленных национальным законодательством.
Советы по оптимизации уплаты транспортного налога в Казахстане на 2024 год
Для эффективной оптимизации уплаты транспортного налога в Казахстане на 2024 год следует учесть несколько важных факторов. Во-первых, стоит ознакомиться с действующими налоговыми ставками и правилами начисления, чтобы избежать возможных ошибок. Во-вторых, рекомендуется своевременно подать заявление о начислении транспортного налога и предоставить необходимые документы, чтобы избежать штрафов и дополнительных расходов.
Вот несколько полезных советов, которые помогут вам оптимизировать процесс уплаты транспортного налога в Казахстане на 2024 год:
- Оцените правильно технические характеристики вашего транспортного средства. Неправильное указание технических параметров может привести к неправильному начислению налога.
- Используйте возможности налоговых вычетов и льгот. В некоторых случаях вы можете иметь право на снижение налоговой ставки или освобождение от уплаты налога.
- Не забывайте о сроках уплаты. В случае просрочки уплаты налога взимается штраф, поэтому рекомендуется оплатить налог вовремя или даже заранее.
- Следите за изменениями законодательства. Налоговые ставки и правила начисления могут меняться со временем, поэтому будьте внимательны к обновлениям.
В целом, оптимизация уплаты транспортного налога в Казахстане на 2024 год требует внимательности, пунктуальности и знания налоговых правил. Соблюдение законодательства, своевременная оплата налога и использование налоговых льгот помогут снизить финансовую нагрузку и избежать неприятностей. Не забывайте проконсультироваться со специалистом, чтобы быть в курсе всех деталей и обновлений в сфере транспортного налога.
Уточнение перечня категорий граждан, имеющих право на льготы
Согласно изменениям в законодательстве, вводятся новые категории граждан, имеющих право на льготы по транспортному налогу в Казахстане. Кроме того, уточняются условия получения льгот.
Теперь, помимо участников боевых действий и их семей, инвалидов и участников программ социальной поддержки, льготы будут предоставляться также:
- Многодетным семьям с доходом ниже установленного минимума;
- Особо защищенным категориям граждан (в том числе беженцам, вынужденным переселенцам, лицам, прошедшим реабилитацию и т.д.);
- Выходцам из социально неблагополучных семей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся в приемных семьях;
- Студентам и учащимся общеобразовательных учреждений, средних и высших учебных заведений, находящимся на очной форме обучения, с ограниченными возможностями здоровья, семьям военнослужащих, находящихся на федеральной государственной службе.
Важно отметить, что граждане, имеющие право на льготы по транспортному налогу, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их статус и необходимость предоставления льгот.
Таким образом, введение новых категорий граждан, имеющих право на льготы по транспортному налогу, способствует более эффективной реализации социальной политики государства и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.