Как построиться на землях сельхозназначения в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как построиться на землях сельхозназначения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы понять обстоятельства, связанные со строительством жилых, а не сельскохозяйственных зданий, необходимо рассмотреть использование земли. Земля распределена в соответствии с классификатором, введенным приказом № 540 Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года. Согласно ей, участки 2.1 и 2.2 предлагают возможность застройки, если земля предоставлена для возделывания и строительства индивидуальных объектов, таких как дачи и садовые домики Предоставляет.
Альтернативные решения
Есть и другой способ строительства домов на сельскохозяйственных землях: статья 11 ФЗ-74 определяет возможность для фермерских хозяйств строить постоянные сооружения, необходимые для поддержания эксплуатации. Однако необходимо доказать, что здание будет построено именно для этой цели.
Власти должны подчиниться тому, что эксплуатация существует и что деятельность требует постоянного присутствия людей. для ухода за животными. Одной из таких причин является цель строительства домов.
Важно: Следует помнить, что земля, предоставленная для коллективной эксплуатации, должна использоваться по назначению. Если необоснованная хозяйственная деятельность не ведется более трех лет, она может быть изъята силой.
Кстати, наличие здания на участке КФХ не является препятствием для принудительной конфискации. Кроме того, холдинг — это компания, созданная для ведения бизнеса, и для его ведения она должна зарегистрироваться в компетентной службе, регулярно предоставлять отчеты и платить налоги.
Нужно ли уведомление о строительстве?
Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).
Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).
До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).
Можно ли строить склад и дорогу
Если мы говорим о земельном участке сельскохозяйственного назначения, и вы являетесь его собственником то, в порядке пп. 2, п. 1, ст. 40 ЗК РФ строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, разрешается при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных правил и нормативов.
В составе ЗУ сельхоз назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, занятые:
внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, зданиями, строениями, сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Иными словами, то что вы хотите построить, должно являться сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции и необходимые пути подъезды к ним.
Продлена дачная амнистия и упрощена легализация старых домов
Дачную амнистию продлили до 1 марта 2031 года. Это значит, что жилые и садовые дома можно оформлять упрощённо, не получая уведомление о соответствии параметров строительства. Дачная амнистия затрагивает земли с назначением ИЖС и ЛПХ (в границах населенного пункта), садовые участки и КПХ (крестьянско-фермерское хозяйство).
Также по дачной амнистии права на дома, построенные до 14 мая 1998 года, будет оформить гораздо проще. Часто владельцы такого жилья не могут оформить право собственности — по документам, они могут принадлежать уже не существующим совхозам или колхозам, а у хозяев может не быть никаких бумаг, подтверждающих право собственности.
Граждане, использующие такие дома для постоянного проживания, могут бесплатно получить участок, если он принадлежит государству или муниципалитету. Регистрация права собственности на участок и дом на нем будет осуществлена одновременно.
Условия оформления такого права:
- жильё должно быть в пределах населённого пункта;
- юридический собственник земли — государство или муниципалитет;
- право на владение домом подтверждается любым документом — справкой из БТИ, платёжными документами, чеками за коммунальные услуги.
Земельный участок под старым домом оформят, если уполномоченные службы подтвердят, что сооружение ещё находится на участке.
Граждане также могут упрощенно получить собственность на участки, которые были предоставлены им до 30 января 2001 года. Для этого необходимо предоставить в Росреестр любой документ, который подтверждает предоставление гражданину такого участка.
Ограничения и разрешения
Список ограничений, согласно 299-ФЗ, выглядит таким образом
- Ограничения на размер и вид строения. Фермерский дом должен быть не более трёх этажей. Общая площадь – не больше 500 квадратных метров. Площадь застройки – 0,25 % от всего площади участка.
- Ограничение на деятельность. Фермер, чтобы оформить дом на сельхозземле, реально должен вести деятельность в сфере сельского хозяйства. При этом разрешено строить на всех видах с/х земель – их разрешенное использование может быть как общее (например, для ведения крестьянского хозяйства), так и специализированное (например, растениеводство или свиноводство).
- Ограничения на право распоряжаться собственностью. Дом, построенный фермером, остается в составе имущества КФХ.
Нужно ли уведомление о строительстве?
Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).
Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).
До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).
При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).
Выделение участков сельхозназначения в водоохранных зонах
Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.
Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.
Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.
В чём разница между садовым и жилым домом
Понятие садового дома введено Законом 217-ФЗ. В таком доме нельзя зарегистрироваться. Он предназначен для сезонного пребывания и вспомогательного использования.
Дом, предназначенный для круглогодичного проживания будет считаться жилым. Он должен соответствовать предельным параметрам, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Для жилых и нежилых домов есть ряд единых требований:
- минимальный отступ от границ участка — 3 метра;
- высота — не более 20 метров;
- не более 3-х этажей.
Получение разрешения на строительство
Прежде всего, необходимо обратиться в местные органы власти для получения разрешения на строительство. При этом, важно предоставить всю необходимую документацию, такую как проект строительства, план земельного участка и другие сопроводительные материалы.
После подачи заявки на разрешение, будет проведена экспертиза предоставленной документации. Это включает в себя проверку соблюдения строительных норм и требований, а также анализ воздействия строительства на окружающую среду и сельскохозяйственные угодья.
Если все документы и проект строительства соответствуют требованиям, то будет выдано разрешение на строительство. В противном случае, органы власти могут потребовать внесения изменений в проект или отказать в выдаче разрешения.
Получение разрешения на строительство — это важный шаг на пути к построению на сельскохозяйственных землях. Успешное прохождение данного этапа позволит реализовать свои строительные планы и вести деятельность в соответствии с законодательством.
Как построить жилой дом на землях сельхозназначения?
Перед строительством жилого дома надо получить разрешение в местном муниципалитете. Но такой документ не выдадут, если объект будет находиться на землях для обеспечения сельскохозяйственного производства. Более того, если построить дом без разрешения, его обяжут снести за собственный счет.
Чтобы поставить жилой дом на территории сельхозназначения, относящейся к с/х производству, придется менять вид использования. Получить разрешение на строительство можно, если перевести часть надела в земли ИЖС, присоединив к населенному пункту. Такой вариант рассматривается, если рядом находится населенный пункт. Однако процедура эта достаточно сложная. Необходимо получить постановление о внесение в градостроительный план соответствующих изменений. В остальном процедура изменения ВРИ стандартная.
- Надо подать заявление в местный муниципалитет, прикрепив к нему документы на участок и заявителя.
- Затем создается специальная комиссия, которая проведет слушание и рассмотрит заявку. Если изменение ВРИ целесообразно, процедуру удовлетворят.
- Проводятся слушания публично, к ним привлекают заинтересованных лиц. По результатам выносят решение, которое опубликуют в местных СМИ.
- Затем за рассмотрение берется глава администрации. Он учитывает рекомендации комиссии.
- Если изменение ВРИ одобрили, надо зарегистрировать новый статус участка, обратиться за разрешением на строительство и приступать к стройке.
Как оспорить отказ в разрешении на строительство на землях сельхозназначения?
При оспаривании отказа следует руководствоваться основаниями, указанными в данном решении. Также надо учитывать требования законов и прочих правовых норм. Оспорить отказ уполномоченных органов можно на досудебной стадии и в суде. Но перед этим нужно проверить:
- что вы представили полный перечень документов;
- пройдены все согласования, получены допуски от различных инстанций;
- существует возможность строительства на конкретном участке;
- объект недвижимости соответствует виду использования надела.
В этом случае отказ вынесен незаконно и нарушает права заявителя. А значит, необходимо обратиться с заявлением о признании отрицательного решения неправомерным в орган, давший такой ответ. Если претензию отклонят, придется готовиться к разбирательству в суде.
На данной стадии важно доказать, что отказ вынесен с нарушением законов, либо основания, указанные в нем, не соответствуют действительности. Необходимо представить доказательства, что строительство на выбранном участке возможно. При этом заявитель предпринял требуемые по закону попытки урегулирования спора. Чтобы иск приняли к рассмотрению, нужно:
- Правильно определить ответчика – орган, отказавший в выдаче разрешения на строительство;
- Юридически грамотно составить исковое заявление – уделите особое внимание мотивировочной части;
- Выбрать суд для рассмотрения иска – суд общей юрисдикции (для физических лиц) или арбитражный суд (для организаций и ИП).
Предоставление документации и получение разрешений
Для строительства на участке ИЖС необходимо предоставить определенную документацию и получить разрешение:
- Заявление: Составление и подача заявления в органы местного самоуправления с указанием характеристик строительства.
- Проектная документация: Разработка и утверждение проектной документации, включающей архитектурные и инженерные решения.
- Техническое задание: Получение технического задания на строительство.
- Испытательные и контрольные испытания: Проведение испытательных и контрольных испытаний объекта после завершения строительства.
- Акт приемки: Получение акта приемки здания в эксплуатацию.
Создание объектов туристической инфраструктуры на сельскохозяйственных землях
В таких местах можно разместить различные виды объектов, которые станут привлекательными для туристов и помогут разнообразить их отдых:
- Эко-отели и гостиницы, предлагающие уникальные возможности для комфортного проживания на природе;
- Экопарки и парки развлечений, где гости смогут познавательно и интересно провести время;
- Агроуспехи и фермы, где каждый сможет познакомиться с процессом выращивания сельскохозяйственных культур и животных;
- Винодельни и пивоварни, предлагающие экскурсии и дегустации напитков;
- Пешие и велосипедные маршруты, позволяющие насладиться красотой природы и активно провести время;
- Оздоровительные и спа-центры с использованием природных ресурсов местности;
- Туристические фермы и мастерские, где гости смогут изучить традиционные ремесла и приобрести уникальные сувениры.
Нужно ли уведомление о строительстве?
Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).
Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).
До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).
При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).
Производственные комплексы для переработки сельскохозяйственной продукции
Производственные комплексы для переработки сельскохозяйственной продукции включают в себя различные объекты, такие как мельницы, пивоварни, пищевые заводы и другие. Они оснащены современным оборудованием, которое позволяет существенно увеличить производительность и качество переработки сельскохозяйственной продукции. Благодаря использованию передовых технологий, комплексы обеспечивают высокую степень автоматизации процессов и минимизацию ручного труда.
Одним из основных направлений переработки сельскохозяйственной продукции является производство различных видов муки. Мельницы оснащены специальным оборудованием, которое позволяет производить муку высокого качества из различных сортов зерна. Кроме того, в комплексах для переработки сельскохозяйственной продукции производится производство круп, макаронных изделий, кондитерских и мясных изделий, органического и натурального питания.
Производственные комплексы для переработки сельскохозяйственной продукции играют важную роль в развитии сельского хозяйства и повышении его эффективности. Они способствуют увеличению добавленной стоимости сельскохозяйственной продукции и созданию новых рабочих мест. Благодаря переработке сельскохозяйственной продукции сельским хозяйственным предприятиям удается получить дополнительный доход и укрепить свое конкурентное положение на рынке.