Учет заработной платы в бюджетных учреждениях в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет заработной платы в бюджетных учреждениях в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Минфин запланировал индексацию для бюджетников на ближайшие три года, выделив на это 1 трлн рублей. Из-за существовавшей ранее системы оплаты доходы граждан существенно различались в различных регионах, что приводило к трудовой миграции и дефициту кадров в субъектах федерации с более низкими зарплатами.
Кому будет положена индексация
Интересно, что отмена индексации не коснется определенных категорий работников бюджетной сферы, которые уже с 1 октября 2023 года получили надбавку к окладам.
- Работникам определенных федеральных учреждений с 1.10.2024 года предполагается индексация зарплаты на планируемый уровень инфляции 2024 года – 4,5%.
- Без какого-либо перерыва ожидается повышение зарплат бюджетникам из здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры. Эти категории бюджетников ожидают повышение зарплат по «майским указам 2012 года» Президента. Эти категории ожидают повышение довольствия на 9,8% с 1 января 2024 года.
- Сотрудникам федеральной гражданской службы повышение окладов, тарифов планируется в соответствии с Законом «О бюджете», но пор представлению Президента.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Индексация зарплаты с 1 января 2024 года
Повышение федерального МРОТ отразится на уровне доходов сотрудников, так как работодатели не смогут платить им зарплату ниже установленного уровня. Новый показатель МРОТ повлияет на минимальный размер оплаты труда в регионах. То есть, зарплаты сотрудников с 1 января 2024 года не могут быть ниже 19 242 руб. Специалисты Системы Главбух рассказали, когда зарплата может быть ниже МРОТ.
С 1 января 2023 года федеральный МРОТ составляет 16 242 руб. В регионах установлен свой показатель.
С 1 января 2024 года работодатели должны будут учитывать новый МРОТ при расчете зарплаты, отпускных, командировочных и других выплат, которые начисляют из среднего заработка. Также федеральный МРОТ влияет на три пособия – больничное, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Все работодатели обязаны индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК). Индексация зарплаты сотрудников обязанность, а не право работодателя. Повышать уровень заработной платы – одна из основных государственных гарантий (ст. 130 ТК).
Индексировать зарплату должны все организации независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, вида деятельности и режима налогообложения, а также индивидуальные предприниматели. Но порядок, сроки и коэффициент индексации каждый работодатель устанавливает самостоятельно.
«Шиш нам». Cотни тысяч российских врачей не получили обещанные выплаты
Медики не получают обещанные правительством социальные выплаты, которые должны были охватить 1,1 млн специалистов. С января правительство установило социальную выплату для сотрудников поликлиник, районных и участковых больниц, врачей скорой помощи. Размер выплат составляет от 4,5 тыс. до 18,5 тыс. в зависимости от категории врача. В 2023 году на эти цели планируется направить 152,4 млрд руб.
Однако по состоянию на 16 марта деньги получили только 744 000 медработников и лишь за январь.
Проблемой стало то, что постановление правительства можно трактовать различным образом. Так, например, центральным больницам выплаты положены, а межрайонным и областным — нет.
«Спасибо руководству, из районной больницы наша стала областной, но находится в прежнем месте. Шиш нам», — пишут врачи в соцсетях.
Расширять категории, получающих соцвыплату, не планируется, а пересмотра ситуации с межрайонными больницами не будет, заявила замруководителя департамента медобразования и кадровой политики в здравоохранении Нина Ковязина.
Последствия пересмотра окладов
Пересмотр окладов для государственных казенных учреждений в 2024 году может иметь ряд последствий и особенностей, которые следует учесть при анализе данного процесса.
Во-первых, пересмотр окладов может иметь негативное влияние на финансовое положение государственных казенных учреждений. Увеличение затрат на заработную плату может повлечь сокращение финансирования других направлений деятельности, что может отразиться на качестве предоставляемых услуг или выполняемых функций.
Также следует отметить, что пересмотр окладов может привести к искажению системы мотивации для сотрудников. Если уровень оклада не будет соответствовать требованиям и сложности работы, это может негативно отразиться на мотивации персонала и их профессиональном развитии.
В свою очередь, повышение окладов может привести к притоку новых сотрудников в государственные казенные учреждения, что может улучшить кадровый потенциал и обеспечить более высокую квалификацию персонала.
Однако, следует учитывать, что пересмотр окладов необходимо проводить не только с учетом текущей экономической ситуации, но и с учетом прогнозируемых изменений. Это позволит избежать возможных негативных последствий и обеспечить стабильность финансового положения учреждений в средне- и долгосрочной перспективе.
Бухучет у бюджетников
Для отражения сумм начисленных вознаграждений за труд работников учреждений бюджетной сферы следует применять отдельные инструкции по БУ. Иными словами, общий План счетов (Приказ № 94н) в этом случае применять нельзя.
Общая инструкция для организаций — это Приказ Минфина № 157н. Но это не единственный документ. Дополнительные рекомендации и требования даны в отдельных приказах:
- Инструкция № 174н — для бюджетного типа учреждений.
- Инструкция № 183н — для автономных организаций.
- Инструкция № 162н — для казенного типа госучреждений.
Чтобы вести учет зарплаты в бюджетных учреждениях в 2020 году бюджетники обязаны использовать счет 0 302 10 000 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда».
Для организации достоверного синтетического учета необходимо детализировать информацию. Для этого предусмотрите соответствующие коды аналитического учета:
- Код «1» или 0 302 11 000 — предназначен для отражения операций по начислению непосредственно заработной платы. К примеру, на данном бухсчете отражайте начисленный должностной оклад, стимулирующие, компенсационные выплаты. Если к заработку применяется территориальный (районный) коэффициент, то данные суммы отражайте с кодом «1». Также в группу отнесите суммы начисленных отпускных и больничное пособие за счет работодателя.
- Код «2» или 0 302 12 000 — аккумулируется информация по прочим выплатам в пользу работников. Например, в данную группу относите начисления в пользу женщин, получающих пособие на ребеночка до трех лет. В настоящий момент размер такой выплаты — 50 рублей. Если в вашем регионе действует районный коэффициент, то его включите в группу с кодом «2».
- Код «3» или 0 302 13 000 — в группу относите все расчеты по начислению пособий по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты за счет средств ФСС. То есть код «3» предназначен для отражения начислений на выплаты по оплате труда.
Начисление расходов по оплате труда отражается по кредиту счета 0 302 00 000, в корреспонденции со счетами:
- 0 109 00 000 — при отражении выплат в пользу работников, непосредственно участвующих в выполнении муниципального задания;
- 0 401 20 000 — для начисления выплат прочему персоналу.
Учет удержаний из заработной платы: проводки и примеры
- НДФЛ;
- Исполнительные листы по алиментам на несовершеннолетних детей, на возмещение вреда здоровью, смерти кормильца, нанесённым преступлением или моральный вред;
- Прочие исполнительные листы в порядке поступления (прочие обязательные удержания);
- Удержания по инициативе руководителя.
- Если сумма обязательных удержаний превышает предельную (70%), то сумма удержаний распределяется пропорционально обязательным удержаниям. Остальные удержания не производятся;
- Сумма ограничения удержаний по инициативе работодателя составляет 20%;
- По заявлению сотрудника сумма удержаний не ограничивается.
Оплата труда работников сферы образования
С учетом фактического объема учебной нагрузки будет определяться размер стимулирующих выплат педагогическим работникам не только за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, но и за результаты работы (п. 36.5.3).
Если должности педагогических работников замещают лица, имеющие первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную на территории бывших республик СССР, то при установлении оплаты их труда имеющиеся квалификационные категории учитываются в течение срока, на который они были присвоены (установлены), но не более чем на пять лет. По истечении этого срока указанные лица имеют право пройти аттестацию, в том числе на высшую квалификационную категорию. Данное правило установлено для организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы и основные и дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования (п.
36.5.7).
Было установлено, что для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, за единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ. В новой редакции данное условие отсутствует. При расчете норм времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени (п.
36.6.3).
При применении п. 6.3 приложения 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности определяется согласно п. 25–28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245. Ранее данный раздел содержал ссылки и на другие НПА. В Рекомендациях по оплате – 2024 эти ссылки отсутствуют.
Также убран абзац, указывающий, что нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, самостоятельно определяет организация и утверждает своим локальным нормативным актом (п. 36.6.4).
Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования пополнились новыми положениями.
Так, при переводе работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности «тренер» на должности педагогических работников с наименованиями должности «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель» применяются соответствующие положения ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 36.9).
Чтобы при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, не допустить снижения применяемых ранее по этим должностям выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера, рекомендовано использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности «тренер» разд. XII Рекомендаций по оплате – 2024. Данный раздел регулирует особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (п.
36.9.1). Кстати, этот раздел остался практически без изменений. Стоит отметить только одно дополнение: можно устанавливать единовременную стимулирующую выплату тренерам, осуществляющим или осуществлявшим спортивную подготовку спортсмена, в связи с заключением спортсменом договора (профессионального контракта) с профессиональным спортивным клубом и участием в профессиональных спортивных соревнованиях.
Очевидно, речь идет о том, что правом установления выплаты обладают органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководители государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта.
Если при переводе тренеров на должности тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей объем должностных обязанностей остается прежним и сохраняется квалификация выполнения работ, то рекомендовано не допускать снижения общего размера их заработной платы по сравнению с зарплатой по ранее занимаемой должности (п. 36.9.2).
Новые правила блокировки счетов в разрезе расчета заработных плат, налогов и взносов по ним
Первый квартал 2023 года целый ряд субъектов хозяйствования закрыл с арестованными счетами. Все готовились, но все равно оказались не полностью готовы к переходу на единый налоговый счет.
Все просто: четко рассчитать все положенные налоги и взносы – и отправить их через единый налоговый платеж на единый налоговый счет. Но алгоритм действий ФНС еще проще: поскольку все налоги списываются налоговой за 1 раз, если у вас что-то не сошлось хотя бы в копейку и ее не хватает в отправленном ЕНП, счет блокируют.
Все инновации вдохновлены намерением оптимизировать какие-то неудобства. Но бывают и подводные камни при оптимизации. Так, с появлением ЕНП к нам стали обращаться все больше компаний совершенно разного калибра за разъяснениями и помощью. И мы искренне убеждены, что даже если у вас в штате есть главбух с целым отделом опытных бухгалтеров, уследить за постоянными изменениями налогового законодательства в разных нишах в 2023 году очень сложно. Мы всегда рады, если к нам обращаются, чтобы предупредить, поскольку лечить, всегда трудозатратнее, а соответственно, дороже.
И конечно, новые правила блокировки счетов не отменяют старых. Размораживать счет придется не только за некорректно посчитанные и уплаченные налоги, но и если вы не вовремя подали налоговую декларацию, 6-НДФЛ, документы в социальный фонд, не отправили квитанцию или не организовали ЭДО по предписанию. А даты подачи деклараций и уведомлений в социальный фонд и еще ряда документов в 2023 году изменились. Поэтому повальные аресты счетов стали привычным делом.
Увеличение базовой ставки для учителей
С 1 января 2024 года введутся значительные изменения в начислении зарплаты учителей, в том числе будет произведено увеличение базовой ставки. Эта мера направлена на повышение престижа профессии учителя и стимулирование качественного преподавания.
Увеличение базовой ставки будет осуществляться путем пересмотра штатного расписания школ и установления единой нормы оплаты труда для всех учителей. Одной из основных целей этого изменения является обеспечение равной оплаты труда учителей с разным стажем работы и квалификацией.
Повышение базовой ставки позволит:
- Повысить интерес к вступлению в профессию учителя. Увеличение зарплаты будет служить мощным стимулом для молодых специалистов выбрать именно эту карьеру и вложить свои знания и энергию в развитие образовательной системы.
- Сохранить опытных и квалифицированных педагогов в профессии. Учителя, имеющие большой стаж работы и множество достижений, будут удерживаться в сфере образования за счет достойной оплаты труда, что позволит сохранить накопленный опыт и обеспечить стабильность работы школы.
- Улучшить качество образования. Повышение базовой ставки приведет к улучшению материального положения учителей, что в свою очередь повысит их мотивацию и эффективность работы. Учителя смогут активнее развиваться профессионально, обновлять свои знания и методики преподавания, что способствует повышению качества образования в целом.
Таким образом, увеличение базовой ставки для учителей с 1 января 2024 года играет ключевую роль в обновлении системы оплаты труда педагогов, обеспечивает уважение к их профессии и создает условия для повышения качества образования в стране.
Планируемые изменения и перспективы развития системы оплаты труда педагогов
С 1 января 2024 года вступают в силу значительные изменения в начислении зарплаты учителей, которые значительно повысят уровень оплаты труда в данной сфере. Эти изменения направлены на то, чтобы привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов в образовательной сфере, а также повысить статус педагогической профессии.
Одним из ключевых моментов в новой системе оплаты труда станет увеличение базовой ставки учителей. Это позволит обеспечить устойчивый рост заработной платы учителей, которые работают в школах с разными условиями и разным уровнем обучения.
Кроме того, в новой системе предусмотрено введение дифференциации зарплаты в зависимости от квалификации, опыта работы и достижений педагога. Таким образом, педагоги с высокими результатами своей работы смогут получать премии и дополнительные выплаты. Это вознаграждение будет стимулировать учителей к повышению профессионального уровня и эффективности работы.
Важным изменением является также введение премий за повышение квалификации и профессиональное развитие педагога. Это будет способствовать постоянному развитию учителей и повышению качества образовательного процесса.
Планируемые изменения в системе оплаты труда педагогов открывают новые перспективы для развития образования в стране. Они стимулируют учителей к профессиональному росту, содействуют повышению качества образования и увеличению привлекательности педагогической профессии для молодежи. Это важный шаг в развитии образования и строительстве знаний в нашем обществе.
Изменения в расчете заработной платы
Начиная с 1 января 2024 года, ввиду внедрения новой единой тарифной сетки у бюджетников, произойдут значительные изменения в расчете заработной платы. Эти изменения направлены на упрощение и унификацию системы оплаты труда, а также на обеспечение справедливости и прозрачности в определении размера заработной платы работников бюджетных организаций.
Основным принципом нового порядка расчета заработной платы станет использование единой базовой ставки оплаты труда. Эта ставка будет установлена для каждой должности и будет одинаковой для всех работников, выполняющих данную должность в разных бюджетных организациях. Таким образом, разница в заработной плате между работниками будет определяться только их квалификацией и стажем работы.
В первую очередь, будет установлена базовая ставка оплаты труда для каждой квалификационной группы. Затем, для каждого работника будет учет его стажа работы в данной должности. С учетом квалификационной группы и стажа работы будет определен коэффициент, который будет умножен на базовую ставку, чтобы получить итоговую заработную плату работника.
Помимо этого, введены также дополнительные стимулирующие коэффициенты, которые будут учитывать особенности работы и достижения работника. Например, за выполнение особо важных задач и достижение определенных показателей работник может получить дополнительные премии и надбавки к заработной плате.
В целом, новый порядок расчета заработной платы предполагает большую прозрачность и справедливость в определении размера заработной платы работников бюджетных организаций. Он также упрощает систему оплаты труда и делает ее более унифицированной, что улучшит условия труда и мотивацию работников.
Единая тарифная сетка, введенная с 1 января 2024 года, не только изменяет порядок расчета заработной платы, но также служит стимулом для улучшения профессиональных навыков сотрудников бюджетной сферы.
Одной из целей новой системы является обеспечение справедливости и прозрачности в определении заработной платы сотрудников. Теперь вся заработная плата будет рассчитываться на основе должности, квалификации и стажа работы.
Однако, эта система также предоставляет возможность для стимулирования сотрудников к постоянному развитию и улучшению профессиональных навыков.
В рамках новой системы, предусмотрены специальные пункты, которые вознаграждают сотрудников за повышение квалификации, прохождение обучения и получение дополнительных сертификатов.
Такие стимулирующие факторы помогут сотрудникам развивать свои профессиональные навыки и повышать свою эффективность на рабочем месте.
Кроме того, система также предусматривает возможность пересмотра заработной платы в зависимости от достижений сотрудника. Если сотрудник продемонстрирует высокую профессиональную компетентность и достигнет значимых результатов, его заработная плата может быть пересмотрена вверх.
В целом, новая единая тарифная сетка не только позволяет обеспечить справедливое определение заработной платы, но также способствует росту профессиональных навыков сотрудников и созданию стимула для их развития.
Преимущества стимулирования к улучшению профессиональных навыков: |
---|
1. Повышение конкурентоспособности сотрудников на рынке труда. |
2. Улучшение качества предоставляемых услуг и работ. |
3. Увеличение профессиональной компетентности коллектива. |
4. Развитие долгосрочных партнерских отношений со специалистами. |
5. Повышение мотивации и эффективности работы сотрудников. |
Документы, необходимые для учета заработной платы
Для начисления и учета заработной платы в соответствии с новыми правилами, работодателю потребуется предоставить следующие документы:
1. Трудовой договор: это основной документ, который определяет права и обязанности работника и работодателя. В нем должны быть указаны размер заработной платы, периодичность выплаты, ставки заработной платы и условия индексации.
2. Табель учета рабочего времени: этот документ содержит информацию о фактически отработанных часах каждым сотрудником. Он включает данные о начале и окончании рабочего дня, перерывах и отгулах.
3. Заявление о предоставлении отпуска: если сотруднику был предоставлен отпуск или он воспользовался отгулом, необходимо представить соответствующее заявление, чтобы сумма отпускного была учтена при начислении заработной платы.
4. Справка о больничном листе: если сотрудник болел и предоставлял больничный лист, то работодатель должен иметь соответствующую справку для учета больничного и начисления пособия за временную нетрудоспособность.
5. Документы о выплате дополнительных пособий и льгот: если работник имеет право на выплату дополнительных пособий, таких как материнский капитал или пособие по безработице, работодатель должен иметь соответствующие документы для учета этих выплат.
Все эти документы необходимы для правильного начисления и учета заработной платы. Их наличие поможет избежать возможных ошибок и споров между работодателем и работником.