Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Условия для сокращения срока камеральной проверки
В письме ФНС содержится список требований, соответствие которым проверяется в течение 10 дней со дня сдачи отчётности:
- не применяется заявительный порядок возмещения НДС
- организация соответствует низкому или среднему уровню риска, для ИП допускается неопределённый уровень
- в предыдущем периоде одобренная сумма возмещения составила больше 70 % от первоначальной
- в текущей декларации не больше 80 % предъявляемых вычетов НДС относятся к поставщикам низкого или среднего уровня риска (для ИП допускается неопределённый уровень), а также не меньше половины заявленных вычетов относится к поставщикам из предшествующей декларации
- заявленная к возмещению сумма не превышает сумму перечисленного в бюджет НДС за три предыдущих года
Составление акта налоговой проверки
В соответствии с п. 3 ст. 176, п. 5 ст. 88 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Оформление результатов налоговой проверки осуществляется в соответствии со ст. 100 НК РФ.
В абз. 2 п. 1 названной статьи указано, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При этом в акте налоговой проверки указываются:
- дата акта налоговой проверки. Под ней понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
- полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
- Ф.И.О. проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
- дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
- дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
- период, за который проведена проверка;
- наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- даты начала и окончания налоговой проверки;
- адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, в случае если предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки (п. 2 ст. 100 НК РФ).
Изменения в отношении проведения камеральных проверок по НДС в 2020 году
Начиная с 1 октября 2020 года, «наиболее добросовестные» налогоплательщики могут рассчитывать на укороченную камеральную проверку декларации по НДС в которой заявлено возмещение налога. Укороченная проверка проходит 1 месяц после крайнего срока сдачи декларации, установленного НК РФ (письмо ФНС № ЕД-20-15/129 от 6 октября 2020 года). Если подается «уточненка» с возмещением НДС из бюджета, то месяц проверки отсчитывается от даты подачи уточненной декларации.
Такие нововведения являются пилотным проектом, самое интересное, кто же заслужит подобные преференции и право на укороченные сроки проверки. Добросовестными налогоплательщиками, по мнению ФНС, считаются плательщики налога, безупречно прошедшие автоматизированный контроль с помощью системы АСК НДС-3. Кроме того, вычеты в декларации у них должны быть подтверждены инспекцией более чем на 70%. Одновременно более 80% вычетов должны составлять счета-фактуры поставщиков низкого и среднего уровней риска, а также не менее 50% контрагентов должны присутствовать в предыдущей декларации.
Не вправе рассчитывать на укороченную проверку те, кто подавали заявление на применение заявительного порядка возмещения НДС (статья 176.1 НК РФ). Это вызвано тем, что две льготы одновременно применяться не могут.
Нельзя не сказать о том, что у этой льготы есть и оборотная сторона медали. Компании, которые получат право на возмещение НДС из бюджета в укороченный срок, будут находиться под особым контролем у налоговиков. Если в ходе наблюдения фискалы обнаружат, что налогоплательщику напрасно было оказано высокое доверие, то он попадет в список кандидатов на выездную налоговую проверку со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями (рекомендации ФНС № ЕД-5-2/307дсп@ от 12 февраля 2018 года).
По какой форме представлять пояснения
Начиная с 24.01.2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей — п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей — п.2 ст.129.1 НК РФ).
Таким образом, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/ Также нельзя отправлять скан «бумажных» пояснений (Письмо ФНС РФ от 09.02.2016 г. №ЕД-4-2/1984).
Если у компании нет обязанности отчитываться через интернет, то пояснения вправе представить налоговикам как электронно, так и на бумаге.
Пояснения по льготным операциям
Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.
На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).
Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.
Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке). Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.
Алгоритм работы с отчетом
- Перезаполните декларации (если не уверены в их актуальности), отчет автоматически анализирует расхождения данных декларации по прибыли и налогового учета доходов
- Настройте перечень внереализационных расходов (91.01), которые не облагаются НДС (в настройках отчета)
- Если итоговая разница между выручкой НДС и Прибыли не уходит, то это может свидетельствовать об одном из двух:
- у вас есть ручная корректировка документов (проанализируйте такие документы)
- у вас есть ошибка в учете и ее надо искать
- наш отчет не умеет автоматически находить разницу, которая у вас возникла (на данный момент такие ситуации очень редкие, но гипотетически возможны). Если вы нашли ситуацию, которую наш отчет не умеет автоматически обрабатывает пришлите нам подробное описание в картинках и мы бесплатно добавим ее.
Этапы камеральной проверки
При камеральной проверке Декларации по НДС можно выделить 2 основных этапа:
- Автоматизированный контроль (проверка контрольных соотношений). Если ошибок и расхождений не выявлено, не заявлен НДС к вычету и не было не облагаемых налогом операций, камеральная проверка на этом заканчивается. Акт по итогам камеральной проверки не составляется.
- Углубленный контроль. В случае предъявления НДС к возмещению этот этап проводится в обязательном порядке. Налогоплательщик должен заранее подготовиться к налоговой проверке – подготовить счета-фактуры, другие документы учета НДС, книги покупок и продаж.
Проверка декларации по НДС
После того, как организация отчиталась по НДС, налоговики обязаны в течение трех месяцев проверить декларацию. Тот, у кого сумма налога получилась к уплате, может жить спокойно. Если, конечно, бухгалтер не допустил никаких ошибок или описок в отчете. Тем же, кто заявил налог к возмещению из бюджета, придется доказывать свое право на налоговый вычет.
Общие правила камеральной проверки изложены в статье 88 НК РФ.
Хорошее начало – счастливый конец
В рамках камеральной проверки инспектор сопоставляет бухгалтерскую отчетность и налоговую декларацию, которую сдала организация. Он вносит данные в компьютер, и специальная программа ищет арифметические ошибки и логические нестыковки между показателями. И, если они будут обнаружены, инспектор должен сообщить об этом фирме, предоставившей такую декларацию, и потребовать у нее дать необходимые пояснения или исправить ошибки. На это отводят пять рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Пункт 4 статьи 88 кодекса разрешает компании снять неясности или подтвердить свою правоту дополнительной информацией. На этом этапе проверки компания вправе сама решить, при помощи каких документов это сделать. Это могут быть выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и другие бумаги, какие компания сочтет нужным предоставить.
Если после этого претензии проверяющего будут сняты (или он изначально не нашел в декларации каких-либо нарушений), камеральную проверку можно считать завершенной. Причем без какого-либо письменного оформления. Если же инспектор все-таки решит, что компания допустила налоговое правонарушение, он составит акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Если камеральная проверка выявила нарушения, то по ее результатам инспектор составит акт.
Если претензий нет, то его не составляют
Возмещенцев проверяют особо
Камеральная проверка декларации по НДС имеет свои особенности. Она, конечно, может проходить так, как описано выше. Но только в случае, если итог по декларации – сумма налога к уплате в бюджет (то есть сумма начисленного налога оказалась больше суммы вычетов). Если же организация заявила НДС к возмещению из бюджета (сумма вычетов превысила сумму начисленного налога), инспектор будет проверять эту декларацию более углубленно. Налоговики вправе истребовать у проверяемой компании документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).
Обратите внимание: если в декларации по НДС налог заявлен к уплате, то при камеральной проверке дополнительные документы, подтверждающие налоговые вычеты по этой декларации, налоговики требовать не в праве. Об этом специалисты Минфина России рассказали в письме от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209. Это письмо они довели до налоговой службы.
До выхода письма Минфина от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209 существовало мнение, что контролеры вправе требовать документы, подтверждающие вычеты, в любых случаях, когда в декларации они заявлены. При этом не важно, что в ней отражено – НДС к возмещению или НДС к уплате. Сторонники этой позиции полагали, что второй абзац пункта 8 статьи 88 НК РФ (он разрешает налоговикам требовать бумаги, подтверждающие правомерность вычетов) является самостоятельной нормой – ведь в этом абзаце никак не ограничены случаи его применения. Теперь же финансисты внесли ясность. Подтверждать документально право на налоговые вычеты нужно только в том случае, если в декларации указана сумма НДС к возмещению из бюджета. Это письмо доведено Минфином до налоговой службы и обязательно для исполнения.
Зачем нужна проверка декларации по НДС
Проверку декларации по НДС стоит обязательно провести перед ее подачей в ИФНС, чтобы исключить наличие в ней ошибок и избежать подачи уточненки из-за неувязок в данных.
Как проверить декларацию по НДС? Налоговая служба установила контрольные соотношения (далее – КС), по которым инспекторы осуществляют их проверку, для облегчения проведения этой процедуры в ИФНС. Однако КС могут воспользоваться и налогоплательщики. Их можно найти в письме ФНС от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.
Формулы, содержащиеся в КС, позволяют сверить показатели, заносимые в разделы 1–7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разделов 8–12. Для удобства пользователей все КС представлены в рассматриваемом письме ФНС в виде таблицы.
В табличной части кроме формул содержится также информация о том, как инспектор будет квалифицировать обнаруженное нарушение и каковы будут его действия.
Однако проверка декларации по НДС по КС — это уже завершающий этап проверки. Поэтому прежде чем применять КС, налогоплательщику следует свериться бухгалтерские учетные данные. Как проверить декларацию по НДС по оборотке или иным учетным регистрам? Данные из этих регистров должны давать те цифры, которые попадут в декларацию:
- по счетам 90, 91 — в части объема реализации по каждой налоговой ставке;
- счетам 60, 62, 76 — в отношении соответствия сумм авансов и НДС, относящегося к ним;
- по счету 19 — по суммам вычетов;
- счету 68 — в части учета всех сумм НДС, участвующих в расчете и формирующих итоговый результат по декларации.
Рассмотрим как проверить декларацию по НДС по оборотке на примере.
В чем суть изменений НДС 2015
До 2015 года большинство предприятий, желая уменьшить налоговую нагрузку сдавали в налоговую инспекцию оптимизированные декларации, уменьшая или увеличивая расходы с НДС. После 2015 года манипуляции стали прозрачными. Оптимизаторов ждут претензии, требования пояснить имеющиеся расхождения, доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов, передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела. Для того, чтобы процесс контроля оказался возможным, были внесены изменения в НК, по которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде и определенном формате. И заранее подготовлена программа АСК НДС2, позволяющая в масштабе страны сопоставлять данные. Конечно же, введены санкции. Так с 2015 года декларации по НДС, представленные в налоговую только бумажном виде, будут считаться несданными вовсе. Штраф в этом случае составит 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей. Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет в течение 3 лет.
Налоговая проверка по НДС — что проверяется инспекцией?
Налоговым кодексом предусмотрен механизм начисления НДС. Первичным документом по учету этого налога является счет-фактура. Каждая покупка и реализация облагаемых товаров и услуг должна оформляться этим документом.
По покупкам поставщики обязаны оформить счет-фактуру. В ней указывается стоимость товара или услуги и сумма налогам. При реализации также необходимо составить этот документ.
Данные всех счетов-фактур заносятся в специальные регистры. По полученным – книги покупок, по выставленным – продаж. Итоговые данные из этих учетных документов попадают в налоговую декларацию.
Представив декларацию, плательщик информирует налоговый орган о суммах, подлежащих уплате или зачету. ИФНС должна проверить данные. Мониторинг осуществляется автоматически, с использованием специальных программных комплексов.
Основная задача проверки – выявить расхождения между НДС, начисленным продавцами и налоговыми вычетами, предъявленными покупателями. Программа автоматически сравнивает счета-фактуры к уплате и к зачету. Выявляются расхождения.
Законные сроки всех процедур «камералки»
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
Другой комментарий к Ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации
Статьей 88 Кодекса (ч. 1) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Документами, на основании которых проводится камеральная налоговая проверка, согласно комментируемой статье являются:
налоговые декларации, представленные налогоплательщиком;
документы, представленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налога;
другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
«Другие» документы о деятельности налогоплательщика — это документы, полученные налоговым органом в ходе встречных проверок (см. комментарий к ст. 87 Кодекса), и документы, представленные в налоговые органы органами, учреждениями, организациями и должностными лицами во исполнение обязанностей, установленных ст. 85 Кодекса (см. комментарий к ст. 85 Кодекса).
Согласно ч. 2 комментируемой статьи какого-либо специального решения руководителя налогового органа о проведении камеральной проверки не требуется.
В части 2 комментируемой статьи также установлен срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В пункте 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, согласно которому проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного комментируемой статьей, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 Кодекса.
Разрешая конкретное дело, Президиум ВАС России в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 11489/03 указал, что Кодекс не ставит реализацию прав и обязанностей налоговых органов по проверке указанных налогоплательщиком в декларации сведений в зависимость от их реорганизации в период, отведенный налоговым органам по закону для проверки.
В части 4 комментируемой статьи указано на следующие права налоговых органов при проведении камеральной проверки:
истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения. Порядок истребования документов определен ст. 93 Кодекса (см. комментарий к ст. 93 Кодекса);
получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет
Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).
Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.
Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 2 месяца. Но в некоторых случаях может быть продлен до 3-х (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.
В 2021 году запущен пилотный проект ФНС, в рамках которого срок камералки по НДС может быть сокращен до 1 месяца. Подробнее см. здесь.